You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопрос-ответ; Аутизм или задержка речевого/психического развития: как понять

Вопрос-ответ. Аутизм или задержка речевого/психического развития: как понять?

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей


Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Читать еще:  Аромакурительницы и их использование в ароматерапии

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно. Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Читать еще:  Боль в заднем проходе

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Отличительные особенности реабилитации в нашем центре

Специализированная мультидисциплинарные команды, состоящие из неврологов, врачей ЛФК, ортопедов, физиотерапевтов, гидрокинезиотерапевтов, остеопатов, рефлексотерапевтов, логопедов и психологов.

Современная диагностическая база и протоколы реабилитации.

Здание, построенное по принципу «доступная среда», специальное оборудование в бассейне (подъёмники, лифты, поручни) и душах для маломобильных пациентов.

Современное отделение гидрореабилитации с 3 бассейнами с разной температурой воды и водолечебницей.

Занятия гидрокинезиотерапии проводятся сертифицированными специалистами с опытом реабилитации особых детей, членами ассоциации Медицинской и Спортивной Гидрореабилитологии.

Сложность идентификации диагноза РАС

Диагноз РАС сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства, гиперактивное поведение (связанное с дефицитом внимания). Сохранность интеллекта тоже существенно разнится. В этой группе встречаются умственно отсталые и дети с хорошими познавательными способностями. При дифференциальной диагностике исследователи стараются сразу отсечь нарушения слуха и специфические отклонения в речевом развитии. Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем эффективнее коррекция выявленных особенностей.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Умственная отсталость (олигофрения)

Это патология, которая выражается в остановке развития интеллекта. Причиной этого состояния являются нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

При олигофрении выражается остановка развития интеллекта

При олигофрении человек совершенно не способен к абстрактному мышлению. Но эмоции полностью сохраняются, правда, они более бедные и менее сложные, чем у здорового человека.

Умственная отсталость либо бывает врожденной, либо развивается в раннем (до 3 лет) возрасте. Но диагноз ребенку ставится только после окончания начальной школы, если, конечно, патология не выражена слишком явно.

Современные методики лечения ЗПРР

Комплексное лечение с участием родителей, терапевта, невролога, психолога, логопеда, рефлексотерапевта. При небольшой степени отставания, раннем лечении шанс устранения проблемы до 100%.

  1. Воздействием микромалыми электроимпульсами на биоактивные мозговые точки – микротоковая рефлексотерапия.

Импульсное восстановление функциональности ЦНС в поврежденных местах. Воздействие аппарата направляется участки мозга, отвечающие за речь. Особенно высокие результаты показывает при гидроцефалии. Назначается малышам с шести месяцев.

  1. Малышами с 2 лет занимается дефектолог.

Развивает мелкую моторику, мышление. Ребятишки с четырех лет попадают к логопеду. Он выставит артикуляцию, в игровой форме покажет, как составить предложение, целый текст.

  1. Логопедический массаж.

Это дополнительно, стимулируются лицевые и шейные мышцы.

  1. Медикаментозная терапия.

Лекарства назначаются после консультации у невролога, невропатолога. По результатам ЭЭГ врач диагностирует патологии, составляет индивидуальное лечение.

Аутизм или зпрр?

Грузия, Тбилиси, ул.Левана Чарквиани, дом 8

RU

Отзывы

Хочу выразить благодарность всему медперсоналу клиники «Мардалеишвили», в которой 6 июня 2019 года нам сделали трансплантацию стволовых клеток. Моей дочери 6 лет и в 3 года нам поставили диагноз аутизм.

pencil-writing-on-notebook

Заказать обратную связь

calendar

medicine
1. Коррекция детского аутизма собственными стволовыми клетками из пуповинной кровиПодробнее
2. Коррекция детского аутизма стволовыми клетками из собственного костного мозгаПодробнее
3. Коррекция детского аутизма стволовыми клетками пуповинной крови брата или сестрыПодробнее
emergency-call
  • placeholder-for-map-1

Программа 1

Трансплантация собственных стволовых клеток из пуповинной крови

Программа 2

Трансплантация собственных стволовых клеток из костного мозга

Программа 3

Трансплантация стволовых клеток из пуповинной крови брата или сестры

ЗПРР с аутичными чертами

Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – это синдром, который возникает, в основном, на фоне основного заболевания. И чаще всего им выступает аутизм. Данное заболевание характеризуется различными дисфункциями в психическом развитии, расстройством функционирования двигательного и речевого аппарата, замкнутостью, неспособностью к обучению и т.д.

ЗПРР с аутичными чертами: процедуры классических лечебных протоколов

В государственных и многих частных клиниках для лечения пациентов с аутизмом применяется комплексная терапия, включающая работу с дефектологом, психиатром, реабилитологом, неврологом и другими специалистами. Дополнительно может быть назначена медикаментозная терапия.

Все усилия врачей направлены на устранение симптомов патологии, коррекцию функционирования головного мозга, нормализацию самочувсвия со стороны ЦНС. Несмотря на длительное терапевтическое воздействие, даже профессиональное и, в какой-то мере, эффективное, желаемого результата бывает достичь невозможно.

Лечение стволовыми клетками – передовая терапия для детей с диагнозом ЗПРР с аутистическими чертами

Низкая эффективность традиционных процедур связана с тем, что все применяемые методики направлены на симптомы. В современной медицине нет на данный момент действенного метода, с помощью которого можно было бы вылечить аутизм. Но есть способ в несколько раз усилить классическое терапевтическое воздействие – применить лечение стволовыми клетками.

Читать еще:  Доброкачественные опухоли печени

Клеточная терапия хороша тем, что она:

  • Меняет структуру ЦНС и головного мозга: стволовые клетки замещают здоровыми клетками поврежденные аутизмом;
  • Позволяет получить более длительный и стабильный результат, по сравнению с традиционным лечением;
  • В несколько раз лучше восстанавливает речь, улучшает социальную активность и когнитивные способности.

Главное условие для применения клеточной терапии – наличие стволовых клеток, которые синтезируют из костного мозга или пуповинной крови. Методика подходит для пациентов в возрасте от 4 лет до 21 года. Чтобы получить подробную информацию о возможности прохождения лечения, свяжитесь с менеджером нашего центра.

Обратитесь в Mardaleishvili Medical Centre, если у вашего ребенка ЗПРР с аутистическими чертами – пройдите клеточную терапию, которая существенно улучшит процесс лечения и реабилитации.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это группа расстройств интеллектуальной недостаточности, находящихся между нормой и умственной отсталостью. Иначе говоря, у ребенка могут быть некоторые проблемы с речью, чтением, счетом, движениями, поведением в обществе. С возрастом состояние может улучшиться, но без помощи специалистов отклонения могут остаться даже во взрослом возрасте (хотя у взрослых уже не называются ЗПР).

Стоит отметить, что при правильном лечении и грамотной реабилитации у ребенка есть все шансы адаптироваться и прийти в состояние нормы. Заметить подобные проблемы у своего ребенка удается не всегда – в зависимости от многих факторов, задержка может проявиться как в раннем возрасте, так и при поступлении в школу, а иногда даже позже.

По каким признакам можно заподозрить, что у ребенка может быть ЗПР?

Ранее мы уже говорили о том, что ЗПР – это не конкретное заболевание, а обширная группа расстройств. О проявлениях, формах и классификации этой патологии можно говорить долго, но чаще всего говорят о таких симптомах, как:

1) Инфантилизм – эмоциональная незрелость, которую чаще всего можно заметить в дошкольном и школьном возрасте. Это проявляется в повышенной беспечности и беззаботности ребенка, чрезмерной доверчивости и внушаемости, когда игровые интересы преобладают над остальными. В связи с этим появляются проблемы в обучении, а вслед за ними развивается интеллектуальная недостаточность. К счастью, при правильно организованном воспитании, обучении и помощи специалистов эти проблемы могут сглаживаться или даже исчезнуть.

2) Энцефалопатии – повреждения головного мозга и нарушения их функций. В отличие от инфантилизма, эти нарушения касаются не только эмоциональной и интеллектуальной, но и соматической сферы, а проявления замедления темпа развития можно заметить в более раннем возрасте. К ним относятся тики, энурез, повышенная возбудимость, нарушения моторики, повышенная двигательная активность, повышенная утомляемость. Тем не менее, при благоприятных условиях даже эти симптомы подвержены обратимости.

Как отличить ЗПР от других заболеваний?

Непростым вопросом является дифференциация ЗПР от умственной отсталости. Тем не менее, специалисты выделили несколько ключевых отличий:

1. При ЗПР характерно неравномерное снижение отдельных элементов познавательной деятельности, тогда как при умственной отсталости единовременно страдают все элементы психического здоровья.
2. Основная проблема детей с ЗПР состоит в задержке предпосылок интеллектуальной деятельности – внимания, восприятия и координации, а при умственной отсталости снижению поддаются мыслительные функции, такие как обобщение, сравнение, анализ и синтез информации.
3. Потенциал для развития и достижения границ нормы у детей с ЗПР значительно превышает способности детей с умственной отсталостью. При контакте со взрослыми они также склонны к более открытому и плодотворному сотрудничеству и свободно принимают помощь более старших товарищей.
4. Дети с ЗПР проявляют более частые и яркие эмоции, что особенно заметно при игровой деятельности. Они также склонны к изобразительной деятельности, которая не возникает у детей с умственной отсталостью без специального обучения.

Разумеется, это не все отличия двух на первый взгляд похожих, но совершенно разных состояний – УО и ЗПР. Каждый ребенок уникален, но тем не менее, этих признаков может быть достаточно для проведения тонкой грани.

Какие методы обследования могут помочь в диагностике ЗПР?

Несмотря на то, что основным методом диагностики в психиатрии традиционно считается клиническое наблюдение, немаловажными также являются лабораторные и инструментальные методы. Какие из них могут точнее указать на диагноз?

– Психологический тест Векслера
– Исследование профиля развития по Скворцову
– Обследование функций слуха и зрения
– Лабораторные тесты на метаболические нарушения
– Генетические тесты и консультация генетиков
– Исследование гормонального статуса
– Проведение ЭЭГ
– МРТ головного мозга

Разумеется, проходить все эти исследования не нужно, однако при неоднозначной клинической картине врач-психиатр может порекомендовать вам тот или иной метод для прояснения ситуации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector