You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новосибирский государственныйдраматический театр

22 Октября, пятница

Ведущий актёр театра «Старый дом» Анатолий ГРИГОРЬЕВ о поэтическом поединке, панических атаках, внутреннем ребёнке и рождающемся будущем.

Анатолий Григорьев окончил Кокшетауский колледж культуры им. Акана Серэ. В театре «Старый дом» работает с 2010 года. Учится в НГТИ, специальность «актёр театра драмы». Обладатель премии Новосибирского отделения СТД «Парадиз» за «Лучшую мужскую роль» в драматическом театре (Лопахин в спектакле «Вишнёвый сад»), премии «Звёзды Октября» в номинации «За дикий талант» и Гран-при Международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми за актёрский дуэт с Тимофеем Мамлиным в спектакле «Сиротливый запад».

— Анатолий, в новом спектакле «Sociopath» шекспировский вопрос «Быть или не быть?» трансформируется весьма своеобразно. Вам приходилось читать где-либо монолог Гамлета?

— Я, когда учился в колледже, принципиально выбрал другой монолог. Мне казалось, пока не получу эту роль, лучше не учить монолог, иначе сглазишь. Может, это и сработало.

— Вообще, по репетициям создалось ощущение, что режиссёр Андрей Прикотенко даёт актёрам много свободы.

— Это действительно так, потому что из свободы рождается что-то действительно новое, незажатое, цельное, открытое. Когда ты ощущаешь себя свободным, и тело ведёт себя иначе, и в голове рождаются интересные мысли. К примеру, монологи, которые написаны Андреем Михайловичем для спектакля: когда ты их выучил, когда ты в них свободен и произносится этот мощный поток текста, вот тут я, сам того не сознавая, произношу совершенно другие тексты — не заученные, а новые.

— О чём они?

— Это то, что, может быть, меня сегодня, сейчас волнует.

— Получается, в каждый спектакль вы добавляете что-то новое?

— Да, примешивается моё — это рождается та самая свобода.

— А писать самому приходилось?

— Да, но я не такой уж особый писатель. Два года назад поступал во ВГИК, на сценарный факультет, на заочную форму. Там требовались работы, и я даже прошёл по конкурсу, но решил всё-таки пойти на актёрское. И сейчас учусь на втором курсе Новосибирского театрального института.

— Почему хотелось на сценарный факультет, какие-то сюжеты реализовать?

— Мне интересно придумывать. Актёры — все фантазёры, потому что приходится придумывать себе образ: увидеть его со стороны, что-то прописать из недостающего в материале. Есть такие актёрские тренинги: ты пишешь дневник героя, как если бы это писал он сам.

— Дневник какого из своих героев вы писали?

— Если честно, не писал. Но от своего имени я пишу дневник. Причём делал это и на сцене. В спектакле «Перед заходом солнца», где я играю доктора, по роли я сижу с блокнотом и что-то записываю, пока все ребята работают. Я подумал: не буду делать вид, что пишу, а действительно буду вести дневник. А вот в спектакле «Sociopath» нам с Яном Латышевым пришлось (и мы были рады этой возможности) написать тексты для поэтического поединка, можно это назвать рэп-баттлом, или хип-хоп-баттлом. Также потом ребята написали ещё тексты для финала. Они звучат под музыку, под бит, и мы читаем это в манере хип-хопа.

— Кому, на ваш взгляд, адресован этот спектакль в первую очередь?

— Думаю, это будет интересно молодым людям, которые действительно понимают в компьютерах, программировании. И романтика им будет близка, и все эти вопросы. Герой вполне молодой, если меня можно ещё назвать молодым. И визуальная часть спектакля им тоже будет знакома. Я встречал молодых людей, которые говорят, что не ходят в театр, потому что там «скучно и медленно». Театр, как вино, нужно употреблять с наслаждением: медленно раскрывать его аромат, стараться услышать особые нотки, проникнуться атмосферой, понять о чём речь. Зритель должен над собой некую работу провести, подготовиться, ознакомиться с литературным материалом. Здесь же мы хотим завлечь зрителя быстрыми переходами — сменой сцен, света, видео. Плюс музыкальная атака. В рэпе есть такой термин — «идёт атака». Мы хотели бы по-хорошему атаковать зрителя, чтобы он был с нами, чтобы он был на нашей стороне.

— Вы сами в каком возрасте начали задумываться о смысле жизни и предназначении человека?

— Мне кажется, я родился таким — ещё ребёнком я ощущал себя стариком, всегда размышлял о таких вещах. Не думаю, что это моя какая-то особенность, просто так сложилась жизнь, мир вокруг меня. Сами обстоятельства наталкивали на эти мысли. Это не моя заслуга, а всего окружающего меня мира на тот период времени.

— По Юнгу внутренний ребёнок человека — божественное дитя, которому важно получить достаточно любви и внимания. Вам этого хватило?

— Мы с ребятами об этом говорили и смеялись: в актёры идут недолюбленные дети, чтобы получить любовь от зрителей. Возможно, и так. Моё детство до шести лет — это развал Советского Союза. Родители пережили это всё, им некогда было мной заниматься, не хочу жаловаться… У меня прекрасные родители, просто жизнь такая была.

— Кто сейчас ваша семья?

— Своей семьи у меня пока нет. Моя семья — родители, которые до сих пор живут в Казахстане, и брат со своей семьёй, он в Новосибирске, работает пожарным. А моя семья ещё в планах. Я двигаюсь в этом направлении, с каждым месяцем всё ближе.

— Ваша избранница из театральных?

— Нет, смешивать театр и жизнь — опасная штука. Я часто такое практиковал, и всё это выплёскивалось со сцены в мою личную жизнь. Сейчас стараюсь этого не делать. И работа в новом спектакле, думаю, мне поможет.

— «Вишнёвый сад», по сути, сон Лопахина. Каким был бы ваш сон, если бы уснули на сцене и проснулись в конце спектакля?

— Я уже говорил, что родился старым, — видимо, об этом. Знаете, постоянно ощущаешь себя за бортом этого праздника жизни. Ты видишь, как кто-то радуется и беззаботно живёт, и вроде бы тоже радуешься, но тебе не даёт покоя мысль, что люди могут жить так просто — забывать о чём-то, или им действительно так повезло, что у них проблем, нет тех впечатлений, которые ты успел «хапнуть» на своём веку. А когда ты сам начинаешь веселиться, то превращаешься в бурю, ураган, из тебя лезет только деструкция.

Читать еще:  Тренируйте свой мозг с помощью упражнений

— Значит, лёгким и розовым, как иные персонажи «Сада», не получается быть?

— Нет, пробовал, не получается. У меня всё как-то непросто.

— С Пером Гюнтом какая-то невероятная вещь случилась: вот вы обнажённый на сцене, а это не вызывает неприятия, об этом просто забываешь. Почему?

— Потому что я красивый (смеётся)… Режиссёр Антонио Лателла молодец, он всё сделал оправдано. Рождение героя происходит из природы — из туши оленя. И если бы я вылезал из его живота в трусах, вряд ли это было бы оправдано. Есть такое понятие «родился в рубашке», но не в трусах же… Там и свет работает. И прекрасный текст Ибсена. Мне кажется, это всё имеет своё воздействие. Я очень боялся этого момента, страшно было только начинать, но когда это случилось, пришло освобождение, та самая свобода.

— Вы волнуетесь перед премьерой, перед выходом?

— Да, порой доходило до панических атак. Года два назад ещё сильно трясло, может, потому что начинаешь взваливать на себя излишнюю ответственность. И думаешь: это же та самая роль!

— И все ждут чего-то особенного?

— Да, думаешь, как сейчас это выйдет? И начинаешь в себе это разгонять. Стоишь на сцене, зрители на тебя смотрят, софиты «долбят», а ты стараешься перебороть свой страх.

— Про панику это и зрителям знакомо, когда в «Пере Гюнте» к ним обращаются актёры, задавая вопросы, — очень неожиданно.

— В основном люди не идут на контакт, теряются. Получается, актёр сломал вот эту черту, вышел к людям, нарушил зрительское пространство. И людям становится неуютно. Но в чём прелесть — вопросы, которые задают наши ребята, не проходные: кто ты, что делаешь? Зрители получают впечатление, и это в любом случае остаётся с ними. Этот момент человек не забудет.

— Мне кажется, «Старый дом» всё чаще вторгается в пространство зрителей, пытаясь сделать их соучастниками.

— Да, это очень интересно. Ну, например, как в том же спектакле «Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде», когда мы постепенно ломаем эту рамку. В первой части взаимодействия со зрителем практически нет, во второй части мы уже включаем зал, то есть мы их видим. И зритель сидит, сидит и вдруг обнаруживает, что он тоже участник спектакля, а в третьей части мы уже совсем рядом. За эти пять часов они так к нам привыкают, что сами начинают показывать что-то, общаться с нами, мы для них становимся родными… Это классное ощущение, когда зритель становится соучастником действия, когда он тоже несёт некую ответственность за спектакль, за его целостность. Бывает ведь и такое: пришёл зритель и не выключил телефон, для меня это непостижимо.

— Зритель-разрушитель?

— Мы об этом часто говорим. Или вот эти реплики из зала. Выделите, пожалуйста, это крупным шрифтом: МЫ ВАС НА СЦЕНЕ СЛЫШИМ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ВЫ НАС В ЗАЛЕ!

— Вы сами социопат?

— Как это проявляется?

— Наверное, я не всегда считаюсь с эмоциями и чувствами других людей. Часто свои интересы ставлю выше интересов близких — ту же работу. Когда я занят профессией, я замыкаюсь в себе, и меня в этот момент никто не интересует, кто бы это ни был, даже родители. Я понимаю, что это плохо, получаю смс от мамы: что ты не пишешь, где ты пропал. Оказывается, прошло два дня, а я даже не вспомнил, что нужно написать домой… Готовясь к спектаклю, я читал литературу и всё время ждал, когда же обратятся ко мне, лично. А мне что с этим делать?

— Спектакль отвечает на эти ваши вопросы?

— Думаю, да. Надеюсь, это как-то повлияет на меня. Как с Лопахиным, мне пришлось из себя достать некие состояния. Я действительно оперировал своими эмоциями и чувствами, которые были у меня в определённый момент. И сколько этот спектакль игрался, я всё это из себя выбрасывал, выбрасывал и в какой-то момент понял, что меня это больше не волнует, я это вычерпал из себя. И мне стало легче, и на роль я как-то сразу иначе посмотрел, и на свою работу.

— Возвращаясь к Гамлету: когда эта последняя минута наступит или, может быть, уже сейчас, в этот период жизни, вам открылся высший смысл, зачем вы здесь?

— Мне кажется, да. С каждым месяцем, с каждой неделей растёт новый человек. Надеюсь, когда он появится, то поможет мне ответить на этот вопрос. А случится это уже в сентябре. И тогда я, возможно, пойму что-то очень важное в себе. Пока я разбираюсь с работой и постоянно шепчу этому человеку, что я уже люблю и жду его, жду момента, когда он придёт в этот мир, увидит меня — не социопата, не какого-то Лопахина, или Иудушку, а меня, своего отца. Мне хочется, чтобы он мог гордиться мной либо чтобы другие люди могли ему сказать про меня: твой отец действительно стоящий человек.

Не упустить момент

— В обществе бытует мнение, мол, а что вы хотите, это старость. Но не нужно списывать странности пожилых людей на возраст. Во всех этих случаях необходимо срочно обращаться к врачу, — отмечает заведующая геронтологическим отделением Свердловской областной клинической психиатрической больницы Инна Языкова. — Чем раньше близкие замечают малейшие отклонения от нормы в психическом состоянии, тем лучше. Появилась, например, забывчивость — один из первых признаков болезни Альцгеймера, человек стал подозрительным, раздражительным — обращайтесь к доктору.

Фото: depositphotos.com

Как отмечают геронтологи, на каком-то возрастном этапе любые системы нашего организма начинают давать сбой. При этом мы уверены, что, скажем, сердце и почки обязательно нужно лечить, а вот то, что происходит с нашей психической сферой, воспринимаем как данность, особенно в пожилом возрасте. Между тем, как отмечает Языкова, все очень индивидуально.

Читать еще:  Onosmodium (Ложный воробейник лекарственный)

— По моему опыту могу сказать, самым возрастным с болезнью Альцгеймера у меня был пациент, которому исполнился уже 101 год, и болезнь только начинала развиваться, а самому молодому было 42, и болезнь вовсю прогрессировала. Четкой возрастной планки, когда болезнь начнет проявляться и проявится ли вообще, нет и быть не может. Но очень важно не упустить момент.

Причины немедленной эхолалии

Некоторые взрослые люди с аутизмом объясняют, что немедленная эхолалия – это способ коммуникации. По сути это способ сказать: «Я услышал тебя, но я до сих пор пытаюсь осознать то, что услышал». Немедленная эхолалия – это попытка поддержать разговор и дать ответ, соответствующий чужой фразе, еще до понимания сказанного.

Существуют методы, позволяющие улучшить понимание чужой речи на слух. Например, это можно сделать с помощью визуальной и тактильной поддержки – подключение как можно большего числа чувств улучшает понимание.

Например, мои дети очень любят историю о «Любопытном Джордже», которого обрызгал скунс-вонючка, но как бы я им не объясняла это словами, они не понимали, что это был за запах… пока однажды я не остановила машину, не опустила окна и не сказала: «Мальчики, вот так пахнет, когда скунс брызгается». Мои дети были просто в восторге, потому что они наконец-то поняли!

Пожилой человек разговаривает сам с собой

Современный темп жизни губительно сказывается на молодых и здоровых людях, что уж и говорить о стариках. Постоянные стрессы, и жизненные неурядицы губительны для их физического и психического здоровья. И зачастую семья попросту не способна оградить их от негативных эмоций.

Со временем это может вылиться в такое пугающее явление, как ваш близкий пожилой человек разговаривает сам с собой. Это не всегда говорит о наличии патологий, но без внимания подобное поведение не должно оставаться. Причиной подобных бесед могут стать одиночество, умственное напряжение, галлюцинации и психоз.

Одиночество

Не является болезнью, но приносит немало бед. Пожилые люди часто испытывают недостаток в простом человеческом общении. С выходом на пенсию они обычно проявляют все меньше социальной активности, реже выходят на прогулки, не ходят на работу, соответственно и количество мест, где они могут с кем-нибудь поговорить, резко сокращается. Хорошо если еще есть друзья, но зачастую у стариков остаются только члены семьи, которым не всегда хватает времени даже на собственные нужды. Некоторые проявляют даже безразличие к пожилым родителям. Поэтому престарелый человек начинает разговаривать сам с собой, это помогает ему восполнить недостаток общения и как-то скоротать время. При этом человек не ждет никакого ответа, он может просто что-то бормотать себе под нос, выражая мысли и эмоции относительно какого-либо события.

Умственное напряжение

Может у всех проявляться по-разному, но ученые уже давно выяснили, что проговаривая про себя проблему, человек быстрее находит на нее решение. И в большой степени это касается стариков.

Так как с возрастом острота ума и внимание теряется, разговор пожилого с самим собой помогает ему сфокусироваться на определенной задаче. Это абсолютно нормально и не должно вызывать никаких опасений. Так же некоторые больные старческим слабоумием стараются проговаривать ценную для них информацию, чтобы не забыть и не отвлечься на что-то другое. Иногда такое поведение вызывается стрессом.

Галлюцинации

Являются проявлением ложного восприятия действительности любым из 5 органов чувств. К разговору с самим собой приводят обычно 2 из них: слуховые и зрительные.

Слуховые галлюцинации могут проявляться у пациента как какие-то посторонние шумы и голоса, не существующие в реальном мире. При этом пациенты строят разговор с самим собой, таким образом, будто отвечают на чьи-то реплики. Иногда они могут бурчать себе под нос, выражая возмущение по поводу шума от крыс, к примеру, или соседей, когда в доме стоит тишина.

При зрительных галлюцинациях человек не только начинает говорить с несуществующим собеседником, все его действия, включая следящие движения глаз – подсказка для близких родственников о том, что существует такая проблема. Зачастую разговор с собой не единственный симптом. Человек может открыто рассказывать о событиях, которые его беспокоят и при выявлении несоответствий с действительностью стоит задуматься о визите к врачу.

Обычно люди, страдающие от галлюцинаций, меняются в характере. Апатия, нервозность, старческая агрессия и нарушение сна, так же указывают на проблемы с психикой, при которых без квалифицированной помощи просто не обойтись. Обычно галлюцинации запускаются в определенных условиях и при смене обстановки их интенсивность ослабевает. Для таких больных вкупе с лечением медикаментами пойдет на пользу пребывание в спокойной обстановке, которую может обеспечить пансионат для пожилых людей.

Наши пансионаты:

Психоз

Одним из его проявлений также может быть разговор с самим собой. Если это происходит в течение пары дней, то, скорее всего, патологии нет, при постоянном проявлении такого поведения возможно наличие серьезного психического заболевания. Обычно при этом пожилой человек разговаривает сам с собой, проигрывая при этом диалог двух и более собеседников, смеется без причины и проявляет различные поведенческие отклонения.

Наиболее распространены такие патологии как: шизофрения и раздвоение личности. Если первое состояние возникает чаще всего в связи с наличием наследственной предрасположенности, то второе, как ответ на психологическую травму.

Шизофрения крайне редко возникает в престарелом возрасте. Обычно это упущенная врачами и близкими людьми проблема, которая просто начала сильнее проявляться. Также она может возникнуть на фоне обострения других заболеваний головного мозга, таких как атеросклероз у пожилых людей и др. Симптоматика похожа на проявление сенильной деменции, из-за чего диагноз может быть поставлен неверно. Лечение происходит обязательно с применением фармацевтических препаратов, которые подбираются в соответствии с потребностями пациента и корректируют поведение больного. Так же врачи должны разъяснить родственникам как правильно вести себя с ним, и в каком уходе он нуждается.

Раздвоение личности может быть вызвано какими-либо потрясениями в жизни пациента, в том числе и перенесенные проблемы со здоровьем. У больного развиваются альтернативные личности, которые помогают ему пережить сложный период в жизни. Обычно наблюдается снижение концентрации и периодические изменения характера больного. Лечение подбирается после консультации со специалистом, который решит, назначать ли медикаменты, сеансы психотерапии или оба метода одновременно.

Читать еще:  Шизотипическое расстройство и инвалидность

Уход за пожилым

Требует много времени и сил, даже при отсутствии патологий у пожилых людей. Не каждая семья способна дать все необходимое своим старикам для комфортной жизни. И в этом случае дом престарелых является наилучшим выходом из сложного положения. Там всегда есть персонал, чуткий к нуждам постояльцев. Множество сверстников, которые готовы поддержать беседу и избавить от чувства одиночества пожилого человека. При наличии тяжелых психических заболеваний оказывается квалифицированная помощь. Все это поможет достойно встретить старость.

Мультфильмы

Видео: фрагмент из мультипликационного фильма «Жил-был пес»; режиссер – Эдуард Назаров; сценарий – Эдуард Назаров; производство – «Союзмультфильм»

«Покатай меня, большая черепаха!» Сколько раз мы сами говорили эту фразу? Ведь именно так, уверены многие, ее и произносит львенок. А вот и нет! В мультике она звучит просто: «А теперь покатай меня, а?» Да, это так. Но в это почти невозможно поверить.

«Ну ты, это, заходи, если что». Где здесь подвох? Мы ведь совершенно точно помним, что объевшийся волк, проломив пузом забор, уходит в ночь. И, оборачиваясь, говорит это. Но в мультфильме «Жил-был пес» все немного прозаичнее. Еле дышащий от обжорства волк шепчет: «Ты заходи, если что». Без слов-паразитов!

Хвост Пикачу. Любители покемонов часто рисуют самого знаменитого из них с черным кончиком на желтом хвосте. Откуда этот черный кончик взялся? Непонятно, но многие поклонники уверены, что в мультфильме он был. А его не было: хвост покемона просто желтый, а вот черные кончики украшают его уши.

Две недели прошло

Вчера хотел выпить пивка. Но желание пропало так же быстро, как и появилось. Погода виновата, гадина. Тепло, даже жарко. В тенечке сел, выпил бы пива. Пары кружек вполне хватило бы для счастья. Не сложилось. Ну и ладно, в другой раз.

Самое странное, денег больше не становится. Раньше зарплата и гонорары уходили на какую-то ерунду плюс бухло. И не хватало. Теперь уходят на какую-то ерунду без бухла. И не хватило столько же. Какая-то мистическая математика, будто вселенная шепчет: «Выпей, что тебе стоит. И всё сразу станет хорошо». Но этот шепот как раз предсказуем: если выбираешься из зоны комфорта, если начинаешь ломать себя, окружающий мир, то сопротивление оказывается очень жесткое. Чем сильнее вламываешься, тем сильнее ответка. Но я же мудрый, я не сказал себе категоричное «нет». Иначе бы выпить захотелось сразу после обещания не пить.

Фото: Анна Рыбакова (иллюстрация)

Это как с последней сигаретой. Собираешь вокруг друзей, родственников, торжественно объявляешь: «Внимание! Последняя затяжка». И сразу после выброшенного в урну окурка начинает хотеться курить. Дико, до головокружения. Такая же ерунда и с другими резкими обещаниями, включая алкоголь. Поэтому я сразу для себя придумал пару правил:

  1. Не клясться, что никогда пить не буду. Учитывая, что я пил почти каждый день, любые сутки без алкоголя — уже победа.
  2. Не упиваться своим трезвым образом жизни. Я не стал от этого лучше, не стал и хуже. Я просто решил не пить. Какое-то время, да. Как получится.
  3. Прислушиваться к своим ощущениям и описывать их в дневничке. Фактор эксперимента идет на пользу.
  4. Если сильно хочется или появляется важный повод, то почему бы и не выпить? Например, встреча с друзьями, которые приехали из другого города. Выпить пару-тройку рюмок или пару пива, а наутро не считать это срывом эксперимента.

Вообще, когда оставляешь себе право на небольшую передышку, живется легче. Ничего категоричного я не обещаю, на деньги ни с кем не спорю, как это сделал профессор Богомяков, не пьющий, на секундочку, уже полтора года.

И таким образом сразу появляется пространство для внутреннего диалога: «Хочешь выпить? Ну, давай, почему бы нет. А можно ли без этого? Будет ли ломать, швырять об стену, выворачивать наизнанку? Не будет? Ну давай тогда подождем еще». В этой битве нет проигравшего. Я не пью две недели, я уже победил.

Получится месяц — еще лучше. Значит, я уже что-то могу. Значит, в следующий раз получится еще лучше.

Звезды о генах

Ольга Будина:

– Есть дети, которые становятся копиями своих родителей. Я про своего сына подобного сказать не могу: он не похож на меня как две капли воды. Однако нельзя не заметить некоторые мои черты, которые повторились в Науме с поражающей точностью.

Во-первых, у него моя мимика: он улыбается, говорит, хмурит брови, смеется абсолютно как мама. Во-вторых, сын потрясающе музыкальный. В-третьих, в свои пять лет он уже перфекционист и очень честолюбив.

Кирилл Андреев:

– Сын – моя точная копия. Если сравнивать его фотографии и мои детские, нас легко можно перепутать, так сильно мы похожи. Единственное, что Кириллу досталось от мамы, – потрясающей красоты глаза. Помню, как увидел его впервые: маленький такой комочек с огромными сияющими глазищами цвета черной вишни.

Что касается характера или привычек, то я не могу сказать, что у него много черт от папы или мамы: он совершенно уникальная личность.

Валерия:

– У меня в семье все музыканты. Бабушка и дедушка, хотя и не были профессиональными артистами, играли на фортепиано. Мои дети унаследовали эту черту: у них есть склонности к музыке, однако стремления к ней я в них не вижу. Хотя старший сын учился по классу фортепиано и кларнета, дочь играет на пианино, младший в четыре года пошел в музыкальную школу. Преподаватели назвали его одаренным и сказали, что он «их» ребенок и его нужно развивать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector