You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аутизм. Лечение заболевания в Германии

  • ♦ обычный (ранний) или синдром Каннера – проявляется до трех лет. Одна из наиболее известных форм аутизма. Согласно статистике, ей страдают 2-5 детей из каждых 10 000, заболеванию чаще подвержены мальчики;
  • ♦ синдром Аспергера – развивается, как правило, в школьном возрасте, при этом менее выражен. Отмечается у 3 детей из 10 000, причем только у мальчиков;
  • ♦ атипичный – напоминает ранний аутизм, но часто без проявления его характерных черт. Также может напоминать синдром Каннера;
  • ♦ синдром Ретта проявляется также в раннем возрасте – от полугода до 4 лет. Характеризуется приостановкой нормального развития ребенка, после чего многие навыки восстанавливаются. Поражает одного ребенка из 15 000, причем только девочек.

Аутизм в раннем возрасте проявляется у детей по неясным причинам. Называются и органические поражения мозга, и наследственность. Дети, страдающие ранним аутизмом, наверняка имеют нарушения структуры и функций головного мозга. Внешние проявления заболевания – нарушения сна и приема пищи, функций выделений. Практически каждый третий аутист – эпилептик, также людям с аутизмом присущ другой метаболизм мозга.

Также достоверно неизвестно, что провоцирует синдром Аспергера у мальчиков, но здесь также важную роль играет наследственность. Кроме того причиной развития заболевания могут стать отклонения в биохимии мозга и его органические расстройства. Синдром Ретта также тесно связан с генетикой – он появляется при смене гена MECP2 на Х-хромосоме.

Что такое аутизм?

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Читать еще:  Симптомы болезни — эмоциональные нарушения у ребенка

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Каждый десятый россиянин считает, что аутизм появляется из-за неправильного воспитания

2 апреля проводится Всемирный день распространения информации об аутизме. В этот день в пресс-центре ТАСС Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) презентовал результаты первого российского исследования проблемы осведомленности граждан об аутизме.

Без подробностей

73% опрошенных россиян заявили, что осведомлены об аутизме, рассказала заместитель руководителя практики региональных исследований и консультирования Всероссийского центра изучения общественного мнения Анна Жирикова. Среди них только 15% знают хорошо, что такое аутизм, остальные 58% — «что-то слышали, но без подробностей».

Среди осведомленных респондентов большинство — среднего возраста с высшим образованием, проживают в Москве или Санкт-Петербурге. Свои знания об аутизме они почерпнули из телевизора (57%), интернета (45%), рассказов друзей и знакомых (24%).

Только 2% опрошенных, у которых есть близкие или знакомые с РАС, узнавали об аутизме из консультаций со специалистами. В основном — из рассказов других людей.

Причины аутизма

В топ четырех причин, из-за которых развивается аутизм, по мнению респондентов, вошли генетика и наследственность (40%), образ жизни семьи (15%), здоровье матери (11%), экология (8%). При этом треть россиян не знает, почему появляется аутизм. Аутизм — это самая распространенная особенность развития.

Во время исследования респондентам читали наиболее распространенные мифы об аутизме и просили ответить, что из этого правда.

25% посчитали, что гениальные способности всегда сопровождают аутизм, 22% — что люди с аутизмом умственно отсталые.

24% опрошенных сказали, что дети с РАС чаще рождаются у людей с алкогольной и наркотической зависимостью, 9% — что аутизм появляется из-за неправильного воспитания в семье.

Вместе с тем исследование показало, что большинство опрошенных придерживаются корректных формулировок и не верит мифам. Например, то, что аутизм не лечится, понимают 73% опрошенных.

«Впечатляет, что за последние 20 лет наши соотечественники поняли, что ребенок с аутизмом становится взрослым с аутизмом. Раньше ребенку после 18 лет меняли диагноз на шизофрению, что абсолютно не соответствовало реальности и мешало будущему человека», — отметила эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова.

Трудности общения

Респонденты не смогли однозначно ответить на вопрос о возможности общения человека с РАС. Практически половина согласилась с тем, что человек с аутизмом не хочет общаться с другими и хочет изолироваться от общества. Столько же ответили, что это не так.

Но и сами опрошенные не особо хотят общаться с людьми с аутизмом. Так, 58% респондентов не готовы видеть ребенка с РАС рядом со своим ребенком в детском саду, 63% — в школьном классе.

На детской площадке встретиться с человеком с аутизмом не готовы 46%,

Фото: Artem Maltsev / Unsplash

Половина не хочет видеть человека с РАС среди своих коллег.

Данные исследования основаны на телефонном опросе среди 1600 совершеннолетних россиян.

Аутизм: как распознать первые признаки

2019.01.10 2Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как приговор. Что это за болезнь и можно ли распознать ее на ранней стадии?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
• ДЦП;
• перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
• перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
• наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
• Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем изучать симптомы аутизма у детей, следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. При этом если родитель придет к выводу, что ребенку свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы: социальные симптомы; проблемы коммуникации; монотонность (стереотипность) поведения.
Социальные симптомы аутизма у детей:
• Малыш избегает смотреть в глаза;
• Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
• Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
• Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
• Малыш не копирует поведение взрослых;
• Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
• В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Трудности коммуникации
• Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
• Малыш не интересуется окружающим миром (что свойственно детям в возрасте 2,5-3 года);
• Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
• Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
• Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
• Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
• Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Монотонность поведения
• Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
• Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
• Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
• Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
• Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).

Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
• проведение тестов со специальными опросниками;
• УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
• ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
• осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

На сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Под этим термином чаще всего подразумевается состояние, характеризующееся спецификой социального взаимодействия, трудностями коммуникации, стереотипным (повторяющимся) поведением и интересами. В настоящее время в публикациях также можно встретить понятие "расстройства аутистического спектра" (РАС), объединяющее в одну группу нарушения развития, для которых свойственны вышеупомянутые особенности.

Первые признаки РАС обычно можно заметить уже в раннем детстве. Сегодня исследователи во всём мире занимаются разработкой новых методов ранней диагностики.

Проблема детского аутизма интересует многих учёных. Ещё в 1925 выдающийся советский психиатр Груня Ефимовна Сухарева в своей статье описала шесть аутичных детей.

В 1930-х годах австрийские специалисты, терапевт Георг Франкл и психолог Анни Вейсс, также написали ряд статей о ребятах с аутистическими чертами.

В 1943 году описание аутизма опубликовал австрийский и американский психиатр Лео Каннер, а в 1944 году – другой австрийский врач Ганс Аспергер.

Обсуждение проблемы аутизма в мире ведётся очень активно. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире примерно каждый 160-й ребёнок рождается с аутизмом.

Читать еще:  Кашель температура насморк у ребенка 2 года

Проблема аутизма в России приковала к себе внимание специалистов примерно в конце 60-х годов прошлого века. С тех пор взгляды на расстройство, а также методы диагностики и коррекции претерпели существенные изменения.

Проблемой аутизма активно занимаются врачи-психиатры. Кроме того, для помощи детям разрабатываются и используются многочисленные методы, техники и программы: ABA-терапия, Денверская модель раннего вмешательства, TEACCH, сенсорная интеграция, PECS, Floortime, логопедическая, дефектологическая, нейропсихологическая коррекция, арт-терапия, адаптивная физическая культура. Ученые, в свою очередь, стараются научно обосновать эффективность этих методов.

Проблемы детей с аутизмом и их семей

  1. Мифы об аутизме и расстройстве аутистического спектра в обществе. Нередко можно услышать или встретить в СМИ высказывания о том, что "люди с аутизмом не испытывают никаких эмоций и не способны понять, что чувствуют другие люди", "они легко могут складывать в уме многозначные числа", "аутизм всегда сопровождается снижением интеллекта". Распространение таких мифов приводит к стигматизации, то есть, "навешиванию ярлыков" на людей с РАС. Нельзя забывать о том, что все мы разные. Верным решением будет не приписывать человеку те или иные черты, основываясь лишь на слухах и мифах, а сделать шаг навстречу, чтобы поближе познакомиться с человеком и узнать, какой он на самом деле.
  2. Недостаточная компетентность и отсутствие корректного информирования. Проблема аутизма в современном обществе обсуждается всё чаще. Тем не менее, существует множество нерешённых вопросов. Например, школьные учителя, работающие с нейротипичными детьми, зачастую оказываются не готовы к появлению в классе ребёнка с РАС. Они могут счесть особенности его поведения за невоспитанность и желание привлечь к себе внимание. Кроме того, могут не знать о том, как помочь аутичному ребёнку справиться с сенсорной перегрузкой. А пытаясь самостоятельно найти в общедоступных источниках информацию о том, как помочь ребенку с РАС, часто сталкиваются с недостоверными либо давно утратившими свою актуальность сведениями. Даже опытные специалисты не всегда владеют всей информацией о данном заболевании, поэтому особую важность имеет комплексный подход и учёт нескольких мнений.
  3. Непонимание и неприятие со стороны общества. С этой проблемой довольно часто приходится сталкиваться. На улице, в общественном транспорте, в очередях некоторые отпускают едкие комментарии о том, что следует "правильно воспитывать ребёнка", "сидеть дома", либо дают непрошенные советы. Это негативно влияет на психологическое состояние детей, их родных и близких.
  4. Травля сверстниками, учителями, воспитателями. Некоторые "особенные" дети подвергаются травле из-за своего диагноза или особенностей поведения. Например, наличия аутостимуляций, т.е. повторяющихся действий, направленных на получение ощущений, с целью приобретения приятного сенсорного опыта, отвлечения внимания от стрессогенного воздействия, снижения уровня эмоционального напряжения. Аутостимуляции могут проявляться в виде подергивания ногой или рукой, многократного повторения фразы или слова, почесываний и других действий. Такие проявления могут кому-то показаться необычными, стать причиной насмешек и обсуждений. Это приводит к повышению уровня стресса у человека и последующему снижению качества его жизни.
  5. Сложности, вызванные сенсорными особенностями. Известно, что многие дети с РАС особым образом реагируют на разные сенсорные стимулы. Им могут очень нравиться определённые ощущения, а другие ощущения – казаться непереносимыми. К примеру, одному ребёнку требуется надевать шумоподавляющие наушники в местах, где звуки кажутся ему слишком громкими. У другого же имеется пищевая избирательность (ест строго определённый набор продуктов, например: только белые продукты, жидкую пищу, сладкое, макароны или печенье одной марки, картофель-фри из ресторана быстрого питания и иногда – куриные котлеты). Такой ребёнок может отказываться от еды в образовательных учреждениях, таких как школа или детский сад. Более того, сильное сужение рациона питания способно спровоцировать возникновение проблем со здоровьем.
  6. Повышенная чувствительность к изменениям. Людям с такого рода заболеванием для более комфортного существования необходима в жизни чёткая структура. Это снижает их тревогу и помогает ориентироваться в происходящем. Они могут привыкнуть к определённому маршруту, режиму дня, не отдавать любимую игрушку, не хотеть снимать понравившуюся футболку и каждый день по дороге домой заходить в один и тот же магазин. Поэтому они часто крайне болезненно реагируют на любые изменения в привычном жизненном укладе.
  7. Трудности в социальных ситуациях. У аутизма есть множество различных проявлений. И не для всех обычных людей они понятны. С этим связано множество конфликтов и проблем. К примеру, у некоторых ребят очень быстро наступает сенсорная перегрузка. Это случается в шумной толпе, школе, на концерте, в транспорте, в магазине. Для большинства людей это нормальная ситуация, но для некоторых детей с РАС это серьезный стресс, реакция на который может быть самая разнообразная. Также им бывает сложно попросить помощи у другого человека в ситуации, когда это необходимо. Они часто не обращают внимания на социальные сигналы, которые "нормальные" люди считывают автоматически.

Стоит отметить, что с вышеупомянутыми проблемами сталкиваются не только дети, но и взрослые с диагнозом аутизмом. Сложности, возникающие у аутичных детей, тесно взаимосвязаны.

Информация о проблеме аутизма

В целом можно сказать, что проблема аутизма очень многогранна. Каждому ребенку с РАС присущи индивидуальные особенности. На некоторые запахи, звуки или другие стимулы он может реагировать особым образом (они могут казаться ему слишком сильными, либо слабыми, приятными или неприятными). Он может преуспевать в одной сфере и испытывать трудности в другой. К примеру, одному легко даётся решение математических и конструктивных заданий, а вот выполнение бытовых обязанностей, связанных с самообслуживанием, вызывает затруднения. Другому относительно легко выполнять бытовые задачи, но использовать речь для коммуникации сложно.

Общество далеко не всегда принимает "особенных" людей. Их могут бояться, высмеивать, "навешивать ярлыки", что обусловлено в первую очередь недостатком актуальной информации.

В Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ действует программа "Антистигма", направленная на борьбу со стигматизацией детей и подростков с ментальными особенностями здоровья. Одна из задач программы –просвещение, то есть формирование у населения положительных установок к психологической помощи, расширение кругозора в сфере психологических знаний и психического здоровья.

В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ проводятся различные лекции о психическом здоровье, живые библиотеки, в которых участвуют подростки и молодые люди с психическими расстройствами, бесплатные консультации семейных и медицинских психологов, психотерапевтов.

Другое важное направление – реабилитация, обучение новым навыкам. Специалисты создают все условия для дальнейшего использования этих навыков в повседневной жизни, успешной социализации и адаптации после госпитализации. В первую очередь это обеспечивается вовлечением в занятия родителей.

В Центре проходят арт-мастерские, семейные фестивали, летний и зимний бал для пациентов подростковых отделений.

С 2018 года на базе Центра им. Г.Е Сухаревой ДЗМ активно работает волонтерский центр. Добровольцы проводят с детьми, находящимися на лечении и реабилитации творческие занятия и мастер-классы. К команде волонтёров можно присоединиться, начиная с 16 лет (при наличии разрешения родителей и специалистов).

Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ приглашает вас стать участником проекта "Антистигма" и поспособствовать повышению уровня знаний в обществе о проблеме аутизма, заняться волонтёрской деятельностью, распространить информационные листовки и брошюры, организовать лекции специалистов о психическом здоровье, разместить посты в социальных сетях с хештегами #антистигма, #центрсухаревой.

Надежда Стыцюк, медицинский психолог Отделения реабилитации, адаптации, социализации Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Что такое аутизм?

  • Печать
  • Эл. почта

Аутизм

Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в раннем детстве — обычно до трех лет. Дети с аутизмом характеризуются чрезмерной самоизоляцией, всепоглащающим пристрастием к однообразию, неспособностью перенять общепринятые способы поведения в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным образом.

Часто у детей с аутизмом наблюдается задержка речевого развития. Дети с аутизмом, как правило, хорошо сложены физически, но их поведение отличается от поведения их сверстников. Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимание на окружающих, заниматься повторяющимися действиями с предметами без видимой цели (например, крутят что-либо в руках и т.д.) они часто подвержены неконтролируемым истерикам. Ребенок с аутизмом традиционно описывается, как живущий в своем собственном мире.

Симптомы аутизма:
Некоторые дети проявляют симптомы аутизма в раннем младенчестве. У других они могут проявляться к трем годам. Проявление синдрома аутизма изменяется, в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Симптомы аутизма проявляются в нескольких сферах:

Нарушения социально-коммуникативного общения:
— Дети с аутизмом редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;
— неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
— отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;
— отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушении реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом, или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

Дети с аутизмом обнаруживают:
— неспособность, адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для социального взаимодействия;
— отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
— относительная неспособность инициировать, или поддерживать разговор;
— монотонность или высокий тон речи;
— стереотипное или повторяющееся использование языка или слов или предложений.

Нарушения в развитии игры, ограниченный круг интересов и действий, необычная реакция на сенсорные стимулы:
— явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов;
— настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, проявление неудовлетворения или истерики при изменениях в окружающей среде;
— стереотипные или повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или поворачивание пальцами, руками или комплекс движений телом);
— действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала;
— ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в одну линию).

Причины аутизма

В настоящее время причины аутизма неизвестны, но вероятно их несколько:
— Генетическая предрасположенность;
— Пре-, пери-, и постнатальные повреждения ЦНС, вирусные инфекции;
— Структурные и/или функциональные нарушения мозга;
— Биохимические патологии мозга;
— Дисфункциональнаяимунная система;
— Другие (которые еще не найдены).

Читать еще:  Девственница и не возбуждаюсь

Как диагностируется аутизм

Для постановки диагноза аутизма не существует медицинских тестов. Это диагноз не может быть поставлен при коротком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов. Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик, путем тщательного изучении истории развития ребенка, бесед с родителями и другими людьми, вовлеченными в жизнь ребенка.

«Лечение» аутизма

Излечить, означает «восстановить здоровье, привести в нормальное состояние». С медицинской точки зрения «излечения» различий в функциональной деятельности мозга не существует. Однако возможна «коррекция аутизма», т.е. способы помочь людям с аутизмам приспособиться к жизни в обществе, жить полноценной счастливой жизнью.

Исследования убедительно показывают, что наиболее эффективным «лечением» является структурированная программа обучения (ТЕАССН), которая должна быть индивидуализирована под каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.

Дети с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем ранее начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход.

Эффективными приемами также являются: сенсорно-двигательная терапия, речевая терапия, музыкальные занятия, диета и т.д.

УЗ «МПЦ» Межрайонный сурдологопедический кабинет
Учитель-логопед Дерюжина Т.С.

«Он какой‑то странный, не говорит и подпрыгивает»: что не так с диагнозом «аутизм»

Занимаясь с людьми с нарушениями развития, я постоянно сталкиваюсь с тем, что профессиональный язык работает неэффективно. Полноценной передачи информации от специалиста к специалисту не происходит. Да, какой‑то прием сработал в одном случае, но неизвестно, как он сработает в другом. Мне говорят, что завтра я увижу нового ученика. Известен его диагноз «аутизм», но такая «профессиональная» информация оказывается не такой уж и ценной в сравнении с простым бытовым описанием: «он какой‑то странный, не говорит и подпрыгивает».

У ребенка заметили отставание в развитии. Родители обратились к специалистам. Специалисты стали работать с ребенком в рамках какой‑либо системы игровых занятий. А может быть, стали обучать альтернативной коммуникации на основе поведенческого подхода. Потом родители решают сходить к психиатру. И вот они получают медицинский диагноз и спешат сообщить педагогу важную информацию: «У ребенка аутизм!» Только эта информация никак на занятия не влияет и ничего в поведении ребенка не объясняет.

Я с большим уважением относился к медицинскому диагнозу, когда только начинал заниматься с аутистами. За диагнозом «аутизм», про который я много слышал и что‑то читал, должно было скрываться нечто значимое и важное. Мне хотелось приобщиться к этому особому знанию, начать видеть за внешними признаками, симптомами, поведенческими проявлениями скрытую от глаз непосвященных особую сущность, приблизиться к пониманию какой‑то закономерности. Собирая информацию, изучая диагностические методики, практику их применения, историю возникновения этого диагноза, я так и не смог обнаружить за всем этим ни сущности, ни особого знания. Я почувствовал себя обманутым, и это меня разозлило.

Негативный отбор

В современной классификации детских психических расстройств во главу угла поставлены отрицательные признаки. Получается очень своеобразная логическая конструкция. Диагноз основан не на том, что ребенок переживает, что делает, а на том, какие ожидания окружающих оказались неоправданными . Ребенок не слушается старших, родителей, представителей власти — значит, у него вызывающее оппозиционное расстройство. Ребенок неусидчив, не выполняет задания до конца — значит, у него СДВГ: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не социализируется и не коммуницирует согласно возрастной норме — говорят о расстройстве аутистического спектра, аутизме. Отбор по отрицательным признакам, исходя из того, кем кто‑то не является в глазах окружающих, просто не способен дать ответ на вопрос: кто же на самом деле человек, с которым ты взаимодействуешь?

Почти сто лет назад Лев Выготский писал о принципе отрицательного отбора: «Всякий понимает, что нет ничего более ненадежного, чем отбор по отрицательным признакам. Когда мы ведем такой отбор, то рискуем выделить и объединить в одной группе детей, которые с позитивной стороны будут иметь мало общего. Если мы станем отделять цвета, которые не являются черными, только по этому отличительному признаку, то получим пеструю смесь : тут будут и красные, и желтые, и синие цвета — только потому, что они не черные. Массовая педагогическая практика (европейская и американская) показала: установка на отрицательные признаки и привела именно к тому, что случилось бы с тем, кто вздумал отбирать цвета по отрицательному признаку, то есть отобранные дети оказались глубоко разнородными по составу, структуре, динамике, возможностям, по причинам, которые привели их к этому состоянию».

Нельзя сказать, что негативный отбор совершенно неправомерен. Он наверняка имеет свою область эффективного применения. Так, раннее выявление каких‑либо нарушений в возрасте одного или двух лет и своевременная помощь могут дать хороший результат. По крайней мере, нельзя этого исключать. Но пока в наблюдаемой реальности конструкция аутизма ведет скорее к систематической дезорганизации знаний о детских психических расстройствах. А главное — аутизм все больше превращается в инструмент сокрытия незнания.

Изменившееся лицо аутизма

Николь Янковски живет в Америке, она — мама мальчика с диагнозом «аутизм». Николь пишет, что, когда они приходят на мероприятия для детей с аутизмом, ее сын выглядит там как белая ворона. Когда‑то такой ребенок, машущий руками и с трудом произносящий отдельные слова, был бы самым обычным аутистом. Но теперь родители детей с таким же диагнозом и волонтеры, помогающие им на этих мероприятиях, просто не знают, как взаимодействовать с ее сыном. Они не привыкли к таким детям. У других детей аутизм скорее напоминает чудачество. Николь пишет: «У моего мальчика классический аутизм. Именно он был лицом аутизма полвека назад, но сейчас именно такой аутизм исключают из описания. Нам нет места в реальном мире, где дети могут улыбаться, заводить друзей и отвечать на вопросы. И часто нам нет места даже в сообществе аутизма, где все чаще диагноз ставится более высокофункциональным детям… Теперь лицо аутизма — это мальчик со странностями в общеобразовательном классе ». Николь обращается к сообществу: «…пожалуйста, не забудьте о нас. Об аутичных взрослых. О людях с тяжелой инвалидностью. О детях, которые не сойдут за чудаковатых. О тех, у кого есть тяжелые нарушения. О моем сыне. Не надо выпихивать нас на обочину».

Журналистка Алиса Опар пишет о людях с тяжелым аутизмом: они не могут спокойно лежать, пока аппараты исследуют работу их мозга, не могут ответить на вопросы, они вряд ли будут сидеть на месте и заполнять тесты. Так они все больше оказываются на периферии исследований аутизма. Логан Винк, глава Медицинского центра в госпитале Цинциннати, говорит: «Изучать эту группу очень, очень непросто. Они плохо сотрудничают и в некоторых случаях могут быть опасны. А родители настолько загружены проблемами, что очень трудно добавить к ним еще и участие в исследовательской работе».

Число тех, кого сегодня называют аутистами, продолжает расти. В конце апреля 2018 года в США была опубликована статистика, согласно которой число аутистов выросло на 15% по сравнению с предыдущими опубликованными данными о распространенности аутизма. Теперь уже каждый 59-й ребенок имеет такой диагноз . Но за несколько дней до этого, выступая в Москве на международной конференции, посвященной аутизму, американский психиатр Стивен Эдельсон упоминал исследования, доказывающие, что аутизм обнаруживается у каждого 36-го ребенка.

Вместе эти факторы — негативный отбор и изменившееся «лицо аутизма» — способны очень эффективно запутать ситуацию.

Диагностические перетасовки

«В отношении лечения шизофрении перепробовано очень много средств без достаточных результатов… Значительных успехов можно достигнуть лишь путем лечебной педагогики. Вовлечением ребенка в жизнь коллектива, насыщением среды яркими эмоциональными раздражителями можно пробить брешь в стене его аутизма и сделать его социально приемлемым членом детского общества. В случаях мягко текущего процесса ребенок может совершать свой обычный жизненный путь (ясли, детсад, школа, вуз)» — это цитата из книги «Психоневрология детского возраста», советского учебника 1935 года.

Что изменилось с тех пор?

В наши дни те же самые дети — дети, у которых шизофрения началась в раннем возрасте, — скорее всего, получат диагноз «аутизм». А в придачу к диагнозу им назначат психофармакологическое лечение. Сейчас около 70% аутистов в Америке принимают психотропные препараты. Детская шизофрения как бы исчезла, но во взрослом возрасте те, кому в детстве был поставлен диагноз «аутизм», начинают массово «заболевать» так называемыми «большими психозами». Точнее, они получают дополнительные диагнозы. У 26% взрослых аутистов выявляется депрессия, около 15% получают диагноз «биполярное расстройство». И… «шизофрения». По различным данным, ее распространенность среди аутистов тоже колеблется в пределах 15%. Эти данные опубликовала американская организация Autism Speaks в отчете «Аутизм и здоровье» от 2017 года. Замена в детской диагностике шизофрении аутизмом почему‑то сопровождается эпидемией шизофрении среди подросших аутистов.

Перетасовка диагнозов напоминает смену картинок в калейдоскопе . Но далеко не все психиатры успевают за скоростью его вращения. Так, сейчас в Петербурге ребенку, скорее, поставят диагноз «умственная отсталость». А в Национальном центре психического здоровья в Москве — своя система классификации. Там при формальном диагнозе, основанном на международной классификации болезней, по-прежнему сохраняется «детская шизофрения», но скрытая внутри диагноза «атипичный аутизм». Сотрудница НЦПЗ Мария Красноперова, исходя из концепции детской шизофрении, описывает случаи кататонического регресса. Эти описания отчасти похожи на то, что происходило со мной. Регресс у ребенка начинается в том числе и после ОРВИ, у него наблюдается моторное возбуждение с состоянием отрешения, бег по кругу, наличие элементов застывания.

Очень трудно понять, что стоит за всеми этими диагностическими перетасовками, и еще труднее разобраться в том, какой системы взглядов придерживается психиатр, который ставит диагноз. Но диагностический калейдоскоп не останавливается. Впереди введение новой международной классификации болезней 11-го пересмотра, процесс, который неизбежно растянется на много лет. В итоге, скорее всего, влияние концепции негативного отбора еще больше усилится . В центре внимания новой классификации — сочетание аутизма с интеллектуальным отставанием и речевыми нарушениями. Такая регистрация педагогических трудностей, скорее всего, имеет весьма отдаленное отношение к медицинской помощи и лечению болезней. Да и педагогу вряд ли стоит рассчитывать на подобную диагностику, если он хочет разобраться в состоянии человека, с которым постоянно взаимодействует.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector