You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неадекватное поведение ребенка

Неадекватное поведение ребенка

В Люберцах 21 января сотрудники полиции и ФСБ задержали двух подростков из поселка Красково, которых подозревают в планировании вооруженного нападения на школу с использованием холодного и огнестрельного оружия. По данным правоохранителей, ученик 10 класса и первокурсник колледжа узнали об идеологии массовых убийств в образовательных учреждениях из роликов в интернете.

Стражи порядка нашли и изъяли у подростков два предмета, сделанных кустарным способом и конструктивно схожих с огнестрельным оружием, и девять пиротехнических изделий с металлическими пулями, а также тактические перчатки, черный плащ, маску и белую футболку с надписью «Естественный отбор» на английском языке.

По данному факту инициирована проверка. В действиях подозреваемых, по данным правоохранителей, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30, частью 2 статьи 105 УК РФ «Покушение на убийство двух и более лиц общеопасным способом», частью 1 статьи 222 УК РФ «Незаконный оборот оружия» и частью 1 статьи 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия».

2 Почему подростки ведут себя неадекватно

«Подростковый возраст – непростой этап взросления. Психика в этот период особенно подвижна и восприимчива. Сильные эмоциональные переживания повышают риск нервных срывов у подростка», – объяснила психолог.

И перечислила факторы, которые влияют на подростков. Трудные отношения и конфликты в семье, жесткое воспитание в виде морализаторства, контроль и запреты, а также непростые отношения со сверстниками, несчастная любовь, одиночество, поиски себя. Плюс огромная учебная нагрузка. Естественно, и физиологические изменения подливают масла в огонь.

По словам специалиста, по итогу родители получают психологически нестабильного ребенка, нуждающегося в любви, внимании и заботе. И, конечно, порой из-за внутреннего психологического напряжения подростки ведут себя неадекватно.

3 Сильно ли соцсети влияют на подростков

По словам специалиста, влияние социальных сетей на детей заметно и порой играет определенную роль, но не такую, как многие люди привыкли считать.

«Подросток, не имея полного понимания и знаний о том, как справиться с возникающими у него деструктивными эмоциями, будет пытаться убежать от негативных чувств в мир иллюзий. Не имея достаточного жизненного опыта и не доверяя взрослым, подросток ищет решение – и, конечно, находит его в захватывающих и леденящих кровь историях зарубежных школьников», – пояснила психолог.

Она подчеркнула: задумываясь о том, чтобы повторить деяния ребят, прославившихся таким антисоциальным способом, ребенок лишь желает привлечь к себе внимание. По сути это является самым сильным криком о помощи.

«Нужно понять, что социальные сети – не враг нашим детям! Это средство общения, которое так необходимо подросткам. Родителям важно знать: реальным врагом ребенка является отсутствие любви, проницательности и внимания от нас, взрослых», – сказала Анастасия.

4 Как понять подростка

«Нестабильное состояние ребенка можно заметить задолго до появления деструктивного поведения. Старайтесь общаться с подростком, но не пытайтесь навязать свое внимание. Помогут простые вопросы: «Как дела?», «Хочешь поговорить?», «Что у тебя нового?», «Чем я могу тебе помочь?». В доверительном разговоре вы сможете выявить состояние ребенка, узнать о его переживаниях», – подчеркнула психолог.

И предупредила: не стоит быть слишком настойчивым и навязчивым, если подросток не идет сразу на контакт. Лучше не давить, а просто регулярно напоминать: «Я всегда готов выслушать тебя», «Какой бы ни была твоя проблема, я пойму ее, и мы вместе найдем решение».

«Если вы стали замечать у ребенка сильное желание привлечь к себе внимание, отчаянные попытки получить власть, желание отомстить, избегание неудач, потребность в принадлежности к группе, желание достичь превосходства над окружающими, постоянные провокации для достижения психофизиологического возбуждения – надо задуматься и обратить внимание. Не нужно иметь психологическое образование или обладать огромной проницательностью, чтобы понять, что подростка что-то беспокоит. Вы сможете увидеть это сами, если захотите», – отметила Анастасия.

5 Как помочь подростку

«Нельзя недооценивать проблемы подростка! Не стоит забывать и об эмоциональной связи родителя и ребенка. Важно стать для него другом и единомышленником, человеком, к которому он сможет обратиться за помощью, тем, кто его не осудит, а примет и поддержит», – подчеркнула психолог.

Родители должны быть внимательны к психологическому и физиологическому состоянию ребенка. Проблемы со сном, частая слабость или слишком высокая активность, головные боли, повышенная тревожность, плаксивость, агрессивность, переменчивость настроения, жестокость могут быть симптомами нестабильного состояния.

«Самое главное – не пытайтесь отрицать наличие проблем у ребенка. Обесценивание чувств и эмоций наносит большую травму подвижной психике подростка и провоцирует еще большую замкнутость и нежелание делиться проблемами, а порой и неадекватное поведение», – пояснила Анастасия.

И напоследок отметила: к сожалению, родители часто недооценивают необходимость психологической помощи. Иногда она является не только эффективным способом решения подростковых проблем, но и важным звеном для становления полноценной личности.

Причины неадекватного поведения ребенка со стороны

Психологи по-разному пытаются объяснить нарушения поведения детей в школе. При ответах на волнующие вопросы родителей касательно поведения ребенка в школе одни психологи отмечают, что сказывается накопленная усталость за учебный год (особенно в конце), нехватка витаминов. Далее специалисты уточняют, в каком классе учится школьник, и если речь идет о первокласснике, то списывают плохое поведение ребенка в школе на стрессовый период, который сильнее затрагивает возбудимых детей с неустойчивой эмоциональной сферой и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Поведение ребенка

Другие специалисты считают, что причина неадекватного поведения — характер ребенка, объясняют его асоциальное поведение демонстративностью и нехваткой внимания, которое школьник хочет получить от окружения. В этом случае родителям нужно вспомнить, не менялось ли что-то в поведении их сына или дочери за последние 3 месяца, не было ли сильных стрессовых факторов.
Некоторые психологи отмечают возможные наследственные проявления психической патологии и все же рекомендуют обратиться к психиатру или неврологу, чтобы пройти курс лечения в превентивных целях.

Кризис трех лет: особенности проявления, советы родителям

Автор

/module/item/name

Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью, он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.

Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребёнка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего Я и отношений с окружающими.
Одним из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребёнка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребёнок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Дима хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребёнок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.
Читать еще:  Куперова жидкость не выделяется.

Каковы причины такого поведения?

В возрасте 3 лет ребёнком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки. Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без неё. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребёнку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребёнку преодолеть эти сложности.

Перемены в поведении ребёнка, порой, очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребёнка в 3 года. Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей — поддержать своего кроху и помочь максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребёнку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей, признания их самостоятельности и независимости, даже несмотря на то, что сами к этому ещё не готовы. Поэтому для ребёнка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Например, если ребёнок изъявляет желание одеваться самостоятельно — пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д.

Неплохо работает приём переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребёнку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда и он не будет думать, ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребёнка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже несмотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребёнка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя? В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы.

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребёнок должен о них знать.

Чего родителям делать не стоит

Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки.

Сколько времени длится кризис трех лет?

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение. Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.

В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности. Это не первое и далеко не последнее испытание, с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребёнка, независимо от его поступков.

Что будет дальше

В настоящий момент двухлетний ребенок все еще находится в тяжелом состоянии. По данным СМИ, в ходе падения малыш получил обширные травмы: ушиб головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму, кровоизлияние в мозг, ушиб легкого, переломы ребер, закрытый перелом шейки бедренной кости и нижней трети бедренной кости со смещением.

При этом утром 5 августа врачи наблюдают положительную динамику в состоянии ребенка, отмечают РИА Новости со ссылкой на источник.

Соцзащита предложит помощь родным мальчика. «Ранее семья за социальной помощью не обращалась. Сотрудники соцзащиты свяжутся с родными мальчика и при необходимости окажут помощь», – заявили в пресс-службе столичного департамента труда и социальной защиты населения.

Также по факту инцидента заведена прокурорская проверка, в ходе которой правоохранители оценят и действия матери пострадавшего малыша.

«В ходе проверки, проведение которой поручено Кузьминской межрайонной прокуратуре, будут установлены обстоятельства и причины произошедшего, дана оценка исполнению ответственными лицами требований федерального законодательства о несовершеннолетних, а также действиям родителей по исполнению ими своих родительских обязанностей», – сообщается на сайте прокуратуры города Москвы.

Отмечается, что ход и результаты расследования данного уголовного дела поставлены в прокуратуре Москвы на особый контроль.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.
Читать еще:  Hydrastis (Гидрастис канадский)

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

«Ваш ребёнок неадекватный, мы будем его лечить»: как школа избавляется от неудобных детей

Все дети разные: одни быстро адаптируются к школе, другие долго. Школьный психолог должен помогать привыкнуть к урокам и новому режиму, но это не всегда так. Наш блогер, коуч-консультант и мама Татьяна Васильева, рассказывает о своём опыте взаимодействия со школьным психологом и о смене школы после первого класса.

Три года назад я собиралась на встречу со школьным психологом. Коллеги провожали меня сочувственными и взволнованными взглядами, словами «Оно тебе надо?» и «Держись!». Несколькими днями ранее я была на встрече родительского клуба на тему «Жизненные сценарии и установки из детства», а несколькими неделями ранее мне позвонили из журнала и запросили экспертный комментарий на тему «Нужны ли в школе психологи? И с чем связаны детские суициды?».

События и послания универсума накопились и сподвигнули меня высказаться. Сразу оговорюсь, мои мысли — это субъективная оценка реальности, основанная на собственном опыте родителя и школьника.

Вот какие у вас ассоциации со словами «школа», «родительское собрание», «педсовет», «школьный психолог»? Чаще встречаюсь с негативными: страх, безнадёжность, раздражение. Распространённое отношение к школе как к большой всесильной системе, которая обязательно тебя задавит, проглотит, сомнёт. Почему так — и бывает ли по-другому?

Эпизод 1 (длительность — один год)

2013 год. Мой сын пошёл в первый класс. Школу мы выбирали, я собирала информацию, кто будет вести первый класс, сын ходил на подготовительные занятия, всё было в норме. Ничто не предвещало трудностей, более чем ожидаемое прохождение этапа адаптации ребёнка и всей семьи к новым обстоятельствам и жизни в новой системе. Но…

Первая четверть: школьная форма регулярно порвана и испачкана, скепсис к домашнему заданию, замечания в дневнике, порванные и помятые тетради. Вызовы к учителю с одним сценарием диалогов:

— Он не пишет на уроках, скучает, мешает вести урок, шутит и играет, бегает по классу.

— Что же с ним тут происходит? Что мы можем с этим сделать?

— Мне приходится выгонять его из класса, иначе я вообще не знаю, как вести урок.

Каждый раз я шла в школу как на эшафот, а выходила с чувством безысходности и желанием сбежать оттуда поскорее и спрятаться. В конце третьей четверти меня вызвали в школу. Против меня сели учитель, директор и школьный психолог. Они медленно и методично по очереди стали мне объяснять, что мой ребёнок неадекватен, что он не может учиться. На мои вопросы («Почему он в школе так себя ведёт, ведь дома так не бывает?»; «Что происходит с ребёнком в школе?») я получила возмущённую реакцию, обвинение в плохом воспитании. Директор бросилась защищать «педагога с 25-летним стажем, который всё перепробовал», и раз не выходит, то виноват семилетний мальчик и мы, его родители.

Психолог сказала: «Да я каждый день хожу мимо вашего ребёнка, который стоит в коридоре. Я отправляю его на комиссию». Занавес

Честно скажу: я растерялась. Я мать, которая хотела бы быть взрослой в этой ситуации, а ощущала себя ребёнком, которого «распяли» на педсовете за все мои материнские несовершенства. Сейчас, прокручивая это в голове, понимаю, что попала под заложенный школьной системой сценарий: «Педагог всегда прав», «В школе главные директор, учителя и психолог, а ты бесправное существо, которое изначально ничего не значит и виновато». Я растерялась, засомневалась в своей адекватности и в своём ребёнке. Печально, но на тот момент это было так.

В полусознательном состоянии мы ходили по специалистам, которых нас обязали пройти. Это отдельный длинный рассказ. Через одного они прямо при ребёнке, глядя в бумажки (характеристики, выданные в школе), сначала обстоятельно рассказывали, как у него всё плохо, потом давали обмякшему и растерянному ребёнку тест, делали умный вывод: «Ну вот видите!» — и ставили галочку. Справедливости ради, другая часть специалистов недоумённо смотрели на меня: «Всё у вас в порядке. Ну, мальчик; ну, так проявляется в этом мире. Просто переведите его в другую школу».

8 мифов о работе школьного психолога

На заседании комиссии нас с сыном посадили в конец длинного стола, по обеим сторонам которого расположились «специалисты», и во главе — значительная женщина с ноутбуком. Рассказали, как у нас всё плохо, и «рекомендовали» коррекционную школу. После главная предложила мне поместить моего сына в больницу, месяца на три, где он будет учиться, и параллельно они будут обследовать его мозг и, может, даже лечить. Да-да. Именно так. 2014 год, Россия, Санкт-Петербург, Центральный район.

Тут я наконец отрезвела, осознала, что происходит и что надо делать. Я собрала униженного и размазанного 8-летнего человека со стула, поблагодарила за «работу», сообщила, что моего ребёнка они никуда не положат и ничего у него обследовать не будут, и удалилась. Я извинилась перед сыном. Не одну неделю разговаривала с ним, что всё хорошо, что с ним всё в порядке, что я никуда его не отдам и что его люблю. Я обзвонила всех знакомых и рекомендованных знакомыми специалистов, проконсультировалась о возможных вариантах.

Мы перевели ребёнка в другую школу. В обыкновенную государственную школу (подчёркиваю — обыкновенную) того же Центрального района.

Эпизод 2 (длительность — три года)

Сын сдал на 4 и 5 все ВПР, успешно перешёл в среднюю школу. Его фото висит на доске почёта в школе, он участвует в олимпиадах, школьных концертах, занимается в театральной студии и имеет номинации и призы. Он, как любой мальчишка, иногда не хочет делать уроки и даже идти спозаранку в школу, но он с удовольствием общается с одноклассниками, с интересом готовит проекты и отвечает у доски, уважает и любит учителя.

Выходя из кабинета школьного психолога, поймала себя на мысли, что я люблю эту школу, что мне комфортно там, что я чувствую, что здесь за моего ребёнка, а не против. Вчера мне сначала рассказали о сильных сторонах сына, о его прогрессе, о том, что уже удаётся. Потом мы обсудили, какие есть особенности, и на мой испуганный взгляд (а я всё ещё сжимаюсь как ёжик, вдруг опять не поймут, вдруг опять заклеймят) сказали: «Это не хорошо и не плохо, это просто так. С ним всё нормально, просто имеет смысл обратить внимание вот на это и вот так поддержать». Мы обсудили, что психолог сделает (с какими учителями поговорит и какие рекомендации им даст), как поддержит ребёнка, что я могу сделать как мама, чтобы помочь адаптироваться в пятом классе.

Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую

После диалогов с учителем я знаю, что мой ребёнок защищён, понят и принят. К слову, у нашего учителя нет 25-летнего стажа, мы у неё вообще первый в её профессиональной деятельности класс. Но я безумна рада, что на жизненном пути моего сына встретился именно этот учитель. Она любит детей, она готова искать пути работы с их индивидуальными особенностями, она адаптируется (а не ждёт, что они все под неё подстроятся), и, самое главное, она уважает личность каждого ребёнка и верит в детей.

Мои субъективные выводы по итогам жизни в начальной школе:

1. Нужен ли в школе психолог?

Да, нужен, если это специалист, который видит свою задачу в поддержке детей, учителей и родителей, который готов слушать, разбираться, искать пути, заниматься с детьми. Но если это человек, пришедшей с задачей всех обследовать и поставить диагноз «адекватен» или «неадекватен» (читай: неудобен) или видящий своей целью защиту учителей от детей и родителей, — нет, не нужен. Мало того, как мать я хотела бы, чтобы таким «специалистам» постановлением суда запретили приближаться к детям в принципе, а как тренер-консультант, предполагающий глубокую психологическую травмированность таких «спецов», рекомендовала бы в судебном порядке обязывать их к пяти годам усиленной психотерапии.

Читать еще:  Как справиться с бесплодием

2. Что делать родителям?

Прежде всего разобраться со своими эмоциями и установками относительно школы и учителей. Во-первых, чтобы не передать свои травмы и установки детям, транслируя сценарий отношений со школой и педагогами. Во-вторых, чтобы вовремя осознать влияние системы и не поддаться разного рода манипуляциям властвующих в этой системе, чтобы успеть реагировать и действовать по-взрослому и в интересах ребёнка. Быть за ребёнка, на стороне ребёнка! Вместо того чтобы назидать: «Как можно так себя вести!», «Мне опять жаловаться на тебя на собрании будут?», «Слушай учителя: он всегда прав!» — сначала спросить: «Что случилось?», «Что происходит?», сначала разобраться. Не каждый учитель и не всегда прав, а, кроме нас, иногда бывает некому защитить наших детей. С учителем имеет смысл сотрудничать, обсуждать, что происходит, что можно сделать, хвалить и благодарить его периодически: им очень нужна поддержка.

Этот текст я написала в 2017 году. Тогда я думала, что дальше всё пойдёт так же прекрасно. Но средняя школа — это уже не один учитель, а сразу 12 минимум. Это уже совсем другая история, которая ознаменовала новый этап для нас — «семейное образование».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вопрос-ответ. Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом?

aglass

Ох уж это поведение, на которое никак нельзя закрыть глаза! Этот паренек, который все время бьет ребенка рядом с ним, потому что для него нет большей радости, чем крики «Он меня ударил!» Или эта девочка, которая посреди урока, пока вы работаете с другим учеником, начинает разбрасывать все материалы, включая ножницы.

Проведенный нами функциональный анализ поведения показывает, что поведение поддерживается вниманием, которое ребенок получает от ровесника или от взрослого. Однако если вы будете игнорировать такое поведение, то как это поймут другие дети, и как вы сможете обеспечить безопасность в классе? Вы понимаете, что любое ваше внимание к такому поведению только приведет к его повторению в будущем (хотя на время оно и прекращается), но вы не можете допустить, чтобы ребенок причинил вред себе или кому-либо еще. Таким образом, ваша задача в том, чтобы свести внимание к поведению к минимуму, но при этом обеспечить безопасность. Эта задача потребует от вас определенных навыков и опыта. Вот несколько советов о том, что вы можете сделать в такой ситуации, а чего следует избегать.

Что делать

1. Используйте изображения и жесты, чтобы перенаправить поведение

Используйте не слова, а жесты и визуальную поддержку в виде рисунков или фотографий. Создайте изображения для перенаправления, которые дадут ученику понять, чего вы от него хотите, без разговоров. Просто протяните визуальную поддержку и привлеките внимание к ней с помощью жеста, и вы сообщите ребенку, что нужно сесть, встать или положить руки на колени. Вы сообщаете ребенку, что делать, но не уделяете внимания его поведению.

2. Блокируйте агрессию без взаимодействия с ребенком

Если вам нужно блокировать агрессию ученика или не дать ему оказаться слишком близко с другим ребенком, то делайте это молча. Встаньте на его пути, положите на пути напольный мешок или другой мягкий объект, который может стать мишенью агрессии. Старайтесь, чтобы ваш взгляд не был направлен на ребенка, так как прямой контакт глазами — это уже социальное внимание. Так что не теряйте ребенка из зоны видимости и смотрите на него украдкой, чтобы обеспечить безопасность.

3. Сосредоточьте все внимание на жертве

Если ученик нападает или дразнит другого ребенка, то уделите максимум внимания пострадавшему. Спрашивайте у него, все ли с ним в порядке, хлопочите вокруг него, уделяйте как можно больше вашего внимания жертве агрессии, но не тому ребенку, который вел себя агрессивно. Вы можете даже обсудить с жертвой желаемое поведение («Да, ты прав. Мы все должны спокойно сидеть за партой. Ты хорошо себя ведешь»).

4. Безопасность прежде всего

Никогда не жертвуйте безопасностью ради того, чтобы игнорировать нежелательное поведение. Очевидно, что проблемное поведение может усилиться, и вам придется следить, чтобы ребенок не выбежал на улицу и не причинил вред другому ребенку. Есть ситуации, в которых вы обязаны вмешаться, просто сделайте это, стараясь не уделять дополнительного внимания ребенку.

5. Держите себя в руках

По возможности старайтесь сохранять нейтральное выражение лица. Иногда одной мимики достаточно для подкрепления поведения с целью привлечения внимания. Сохраняйте максимальное спокойствие. В каких-то случаях вы можете непроизвольно вскрикнуть, например, если ребенок неожиданно схватил вас за волосы, но постарайтесь глубоко вздохнуть и успокоиться.

Чего делать не следует

1. Не говорите и не кричите

Если кто-то расстроен и демонстрирует нежелательное поведение, даже если это истерика, которая кажется непреднамеренной, это неподходящее время для доводов и бесед. Это не тот момент, когда можно обсуждать с ребенком его поведение. Кроме того, устная речь может усилить проблему, потому что даже люди с обычными языковыми навыками часто не хотят говорить, когда они слишком расстроены. Разве вы сами никогда не говорили своим близким или друзьям: «Я не хочу это обсуждать!»

2. Не поддерживайте контакт глазами

Держите ребенка в зоне видимости, чтобы гарантировать безопасность, но не смотрите на него напрямую и не заглядывайте ему в глаза. Это уже социальное взаимодействие с ребенком, и он получает от вас внимание, даже если все остальное вы делаете правильно. Смотрите на ученика рядом с ним, немного в сторону или на парту… только не прямо на него.

3. Не прикасайтесь к ребенку, если в этом нет необходимости

Во-первых, если ребенок сильно расстроен, то прикосновения с большой вероятностью лишь усугубят ситуацию. Драки так и начинаются. Если же ребенок не расстроен, а его поведение просто направлено на получение внимания, то прикосновения — это внимание. Конечно, если ради безопасности необходимо физическое вмешательство, то вы обязаны на него пойти, просто сведите его к минимуму.

4. Не говорите о поведении ребенка

Даже если вы говорите не с самим ребенком, не обсуждайте поведение в его присутствии. Вы удивитесь, что они слышат, пока кричат, и вы будете поддерживать поведение, говоря о нем. Вместо этого, обсудите с другими учениками, что они делают правильно, и какого поведения вы от них ждете. Это поддерживает позитивный настрой и отвлекает внимание от ребенка с проблемным поведением.

5. Не забывайте учить ребенка социально приемлемым способам привлечения внимания

Если ваш функциональный анализ поведения показал, что поведение поддерживается вниманием, необходимо обучение замещающему навыку для приемлемого получения внимания. Помимо обучения такому навыку, очень важно дополнительно поощрять уместное поведение со стороны ученика (например, постучать по вашему плечу, использовать коммуникатор, чтобы позвать учителя). Если ребенку проще получить внимание с помощью негативного поведения, чем с помощью замещающего навыка, то негативное поведение сохранится.

Надеюсь, теперь вам будет проще обдумать свою стратегию по реагированию на проблемное поведение, особенно если оно связано с получением внимания. Однако хотя я сосредоточилась на поведении ради привлечения внимания, мы должны стараться не поощрить случайно даже те виды поведения, которые выполняют другие функции. Таким образом, эти стратегии полезны при любом проблемном поведении.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector