Программы лечения любых эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Программа направлена на создание благоприятных условий для роста и развития ребенка в семье. Поскольку именно семья является основной средой обитания детей, наша задача — помочь родителям и другим родственникам создать обстановку тепла, любви и заботы, необходимые для нормального эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
В связи с лавинообразной информатизацией современного общества существенно возросли требования к образовательному уровню молодого поколения. В этом ракурсе задача настоящей программы — помочь сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье ребенка. Другими словами — предотвратить возникновение эмоциональных срывов и содействовать развитию творческой, волевой, интеллектуальной и личностной сфер, вопреки неуклонному повышению информационной и образовательной нагрузки.
Мы поможем Вам улучшить эмоциональное и физическое состояние своего ребенка, повысить его самооценку, развить в нем интерес к учебе и познанию мира, раскрыть его творческий потенциал.
Как определить, что ребенку нужна помощь психотерапевта, невролога и/или психолога?
Иногда взрослые не сразу замечаю, что ребенку плохо, что он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, колеблется артериальное давление…
Специалисты выделяют 10 основных симптомов детского стресса, которые могут перерасти в эмоциональные нарушения:
- 1-й симптом – чувство вины или собственной никчемности.
Ребенку кажется, что он не нужен ни семье, ни друзьям. Или у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе»: начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него ранее были хорошие отношения. Как правило, дети с таким симптомом на вопросы отвечают стеснительно и кратко.
2-й симптом – проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.
Ребенок часто забывает, о чем говорил только что говорил, он теряет «нить» диалога, как будто ему совсем неинтересна беседа. Ребенок с трудом собирается с мыслями, школьный материал у него «в одно ухо влетает, из другого вылетает».
3-й симптом – нарушения сна и чрезмерная усталость.
О наличие такого симптома можно говорить, если ребенок постоянно чувствует себя уставшим, но, несмотря на это, ему не удается с легкостью заснуть, а утром — проснуться.
«Сознательное» просыпание 1-го урока является одним из самых частотных видов протеста против школы.
4-й симптом – боязнь шума и/или тишины.
Ребенок болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Однако может быть противоположное явление: ребенку неприятно находиться в полной тишине, поэтому он или непрерывно разговаривает, или, один оставаясь в помещении, обязательно включает музыку или телевизор.
5-й симптом – это нарушение аппетита.
Нарушение аппетита может проявляться у ребенка потерей интереса к пище, нежеланием есть даже прежде любимые блюда, или же, наоборот, постоянным желанием есть – ребенок ест много и без разбора.
6-й симптом – раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.
Ребенок утрачивает самоконтроль – по самому незначительному поводу в любой момент может “выйти из себя”, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки – агрессией.
7-й симптом – бурная деятельность и/или пассивность.
У ребенка развивается лихорадочная активность: он все время ерзает, что-то теребит или перекладывает. Словом, на месте не сидит ни минуты – совершает «движение ради движения».
Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключить свое внимание на что-то другое. Однако стоит отметить, что стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок может уклоняться от важных дел и заниматься какими-то бесцельными делами.
8-й симптом – колебания настроения.
Периоды хорошего настроения резко сменяются злостью или плаксивым настроем… И так может быть по нескольку раз за день: ребенок то счастлив и беззаботен, то начинает капризничать, злиться.
9-й симптом – отсутствие или чрезмерное внимание к своей внешности.
Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или очень долго вертится перед зеркалом, много раз переодевается, ограничивает себя в еде, чтобы снизить вес (опасность развития анорексии), – это тоже может быть вызвано стрессом.
10-й симптом – замкнутость и нежелание общаться, а также суицидальные мысли или попытки.
У ребенка исчезает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает у него раздражение. Когда ему звонят по телефону, он думает, отвечать ли на звонок, часто просит передать звонящему, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.
Эмоциональные расстройства у детей – достаточно распространенное явление, они являются результатом стресса. Эмоциональные нарушения у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона. Конфликты в семье и школе также являются причиной развития эмоциональных нарушений у детей.
Факторы риска – длительная неблагополучная семейная ситуация: скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей…
В таком состоянии ребенок может быть подвержен алкоголизму, наркомании, токсикомании.