You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подростки с диагнозом аутизм

Подростки с диагнозом аутизм

Подросток с РАС как помочь

РАС и подростковый период — тема, которая начинает беспокоить родителей с ранних дней малыша. Больше всего родителей особенных детей страшит их взросление. И я могу это понять, потому что сама замирала в страхе от неясных перспектив и ждала наступления переходного возраста как неизбежного зла.

Да, нам страшно в очередной раз столкнуться с необходимостью принять то, что ребенок не добрался до желанной нормы. Мы боимся, что он, возможно, так и останется зависимым. Мы беспокоимся о его интеграции в сообщество нейротипичных и своенравных подростков. Нас пугает наступающая половозрелость и тревожит меняющийся характер вчерашних детей.

Но наши страхи не остановят неумолимо текущего времени. Лучшее решение для нас, родителей взрослеющих детей, вооружиться знаниями и действовать, чтобы сгладить острые углы пубертата, осложненного аутизмом.

На сложности переходного возраста у особенных детей можно посмотреть с трех сторон:

  1. Осознание ребенком изменений, происходящих с ним по мере взросления, и осознание своей непохожести на сверстников.
  2. Меняющиеся потребности в социальных взаимодействиях и требования социума.
  3. Половое созревание.

Давайте вместе разберемся в том, что происходит с нашими взрослеющими детьми и как помочь им преодолеть этот непростой рубеж. Подростковый период с РАС можно не только пережить, но получить от него положительные эмоции

Осознание.

Переходный возраст непрост для любого ребенка, даже неотягощенного ментальными расстройствами. Когда гормональная перестройка идет на фоне аутизма, сложностей не избежать. Дети, с расстройствами аутистического спектра, могут пугаться изменений в своем теле, могут не понимать причин повышенной возбудимости и раздражительности. В этот период подростки могут попасть в порочный цикл, когда они агрессируют на близких из-за того, что не справляются с бурлящими в них непонятными эмоциями, потом раскаиваются в содеянном, сильно переживают, понимая аномальность такого поведения, и из-за этого снова срываются.

При этом, многие особенные подростки начинают осознавать свои отличия от сверстников. Даже если ребенок никак не показывает субъективных переживаний по этому поводу, это не всегда означает, что он воспринимает свою зависимую жизнь, как единственную данность. Это вызывает у них тревогу, чувство вины и эмоциональный дискомфорт.

Как мы можем помочь?

  • Рассказывать на примере социальных историй, учебных видеоматериалов и других понятных для ребенка средств о грядущих изменениях его тела и разума. Помнить, как важны для аутичных детей предсказуемость и осведомленность.
  • Обучать подростка изменившимся требованиям к гигиене: бритье, использование дезодоранта и средств гигиены для девочек. Помню, Гиорги, был рад, что дозрел до той степени взрослости, когда можно начать пользоваться бритвой. Если разглядеть интерес ребенка и использовать его в работе, можно быстро и безболезненно освоить многие навыки.
  • Помогать ребенку справляться с агрессией. Учить его снимать стресс, сообщать о надвигающемся срыве.
    На своем опыте, я бы рекомендовала привлечь в помощь поведенческую АВА-терапию. агрессия у подростков с расЕсли научить ребенка управлять собой и своими эмоциями, он легче пройдет острый период эмоциональных бурь в подростковом возрасте.
    У Гиогрия, именно в этот период самоагрессия сменилась на агрессию, направленную на близких. Мы не сразу нащупали верный путь для коррекции такого поведения. Когда подросток кидается на тебя с кулаками, сложно не попытаться в ответ применить силу. Но в случае с аутизмом — это неверный путь, потому что сам ребенок становиться заложником своего состояния, и он нуждается не в усмирении, а в помощи и успокоении.
  • Открыто говорить с подрастающим ребенком о тех нарушениях и дефицитах, которые сопутствуют его развитию. Учить относиться к ним безоценочно. Помогать подростку принимать свою особенность как данность, не искать виноватых и ориентироваться на позитивные аспекты жизни. Не позволять ребенку использовать свое состояние как средство манипуляции окружающими, пресекать попытки оправдывать себя, прикрываясь диагнозом.

Социализация.

Потребность в общении

По мере взросления ребенка с аутизмом, окружающие его дети тоже растут и взрослеют. Они становится менее терпимы к особенностям наших детей. Они не обижают и даже проявляют заботу, при необходимости, но, при этом, часто избегают дружеских отношений с ними. Это становится причиной изоляции и депрессивного состояния у подростков с аутизмом.

Нейротипичные дети в этот период начинают активно бороться с родителями за независимость. Они бунтуют и саботируют все попытки родительского контроля. Но дети с аутизмом, обычно, остаются привязанными к семье и не стремятся выйти из-под опеки. Часто подросток с рас не проявляет особых потребностей в независимости, но неосознанно чувствует пресыщение постоянной опекой родителей и испытывает из-за это повышенную тревожность.

Как мы можем помочь?

Подросток нуждается в поддержке

  • Учить социальному взаимодействию. Давать ребенку модели и шаблоны ожидаемого поведения, алгоритмы бесед.
  • Быть инициатором дружеских контактов, помогать и облегчать ребенку выстраивать дружеские отношения, создавать комфортную для этого среду, приглашать друзей в гости. Наиболее благоприятны для этого группы детей, которые сформированы на основе специфичных интересов ребенка.Например, если ребенок зациклен на самолетах и сильно погружен в эту тему, то он скорее найдет друзей в кружке авиамоделирования, потому что будет привлекать ребят своими знаниями и умениями.
  • Отпускать ребенка от себя, давать ему возможность расширять независимый от родителей опыт (в рамках возможностей ребенка), оставлять за ним выбор в принятии решений, возлагать на него ответственность за некоторые сферы жизни, предоставлять максимально возможную независимость. Не избегать общества нейротипичных сверстников и перестать защищать подросшего ребенка от возможных дискомфортных ситуаций.

Если мы хотим, чтобы наш ребенок был как можно ближе к нейротипичным детям, надо вести себя с ним как с нейротипичным, настолько, насколько это возможно. Я по себе знаю, что это сложно, но также, по себе знаю, что это наиболее эффективно.

  • Не останавливать процесс обучения (социальным навыкам, труду, досугу и т.д.). Я не устаю повторять, на примере своего сына, что развитие ребят с расстройством аутистического спектра по мере взросления не останавливается, а, напротив, у них расширяются возможности для освоения и обретения новых знаний и умений.
  • Помогать ребенку выстраивать осмысленные отношения с окружающими. Для этого хорошо подходят ведение дневника впечатлений и событий, обсуждение произошедших жизненных ситуаций, просмотр фильмов или чтение книг подходящей тематики, помощь в построении бесед.

Половое созревание.

Больше всего родителей тревожат вопросы полового созревания и пробуждения сексуальности у подростков.

Подросток бреется

В этот период у мальчиков появляются ночные поллюции и утренние эрекции, многие из ребят, вне зависимости от пола проходят через мастурбации. Взрослеющие дети начинают испытывать влечение к противоположному полу и становятся излишне импульсивными.

Страхи родителей вполне объяснимы. Обычным подросткам можно объяснить правила и нормы поведения, рассказать какие изменения претерпевает их организм, чего стоит ждать и как с этим жить. Подростки с РАС часто либо не понимают нас, либо не имеют достаточной мотивации, чтоб корректировать свое поведение под требования социума. Но это не значит, что мы не можем помочь им пройти этот путь с наименьшими затруднениями.

Как мы можем помочь?

Спорт помогает пережить пубертатт

  • Не ругать ребенка за физиологические проявления полового созревания, не акцентировать на них внимание. Говорить об этом в спокойном, бытовом ключе. Например, при поллюциях или внезапно начавшейся менструации научить ребенка с утра сменить постель и постирать испачканное белье. Главное показать ему, что это нормально, так бывает у всех.
  • Не ругать подростка за мастурбацию или обнажение даже в публичных местах. Эмоционально реагируя на это, можно невольно закрепить в сознании ребенка нежелательное поведение. Надо не запрещать, а переключать внимание, учить какое именно поведение считается неприемлемым на людях.
    В этот период надо загружать ребенка деятельностью, не давать ему быть предоставленным самому себе. Учить заполнять паузы в течение дня продуктивными развлечениями. Хорошо помогают справиться с частыми мастурбациями и зацикленностями на объекте влечения активные занятия спортом.
  • Выделить ребенку личное пространство. Он должен иметь возможность уединяться. Учить его, что нарушение личного пространства любого человека возможно только с его разрешения. Учить таким понятиям, как публичное и личное пространство, что позволительно делать на публике, а что нет.
  • Объяснить подростку какие части тела считаются интимными, а какие нет. Какие из них можно показывать, а какие надо скрывать и не позволительно касаться на людях.У Гиоргия, напрочь отсутствует чувство стыда. Но мы научили его, в каких случаях, как себя вести: когда надо стучаться, уединятся или прикрываться. И он успешно применяет это в жизни, пусть и не потому что он стыдится, а потому что научен такому поведению.

Также, очень важно научить ребенка, какие части тела нельзя трогать другим людям.

  • Учить подростка проявлять симпатию к другим людям приемлемым способом. Он должен знать какие разговоры, жесты и прикосновения недопустимы, как с его стороны, так и со стороны других людей.
  • Даже если кажется, что для особенного подростка далеко понимание половых отношений и того, как появляются дети, это не значит, что не нужно пытаться донести до него эту информацию. Сейчас достаточно материалов на заданную тему практически для любого уровня развития. Чаще всего мы не знаем какова глубина понимания наших аутичных детей, поэтому всегда лучше выбрать предоставить доступ к знанию, чем не сделать этого.
Читать еще:  Почти не стоит в 18 лет член

В завершении, на правах родителя, который прошел через период полового созревания сына, я хочу успокоить всех, кто приближается к этой непростой, но удивительной поре в жизни своих детей. Мы часто боимся напрасно и не того, чего действительно стоит боятся. Как и любые страхи, эти тоже лечатся действиями.

Начинайте работать над развитием социальных навыков так рано, как только можете, не откладывайте эту работу на потом, когда ребенок подрастет и дозреет. В идеале, эти навыки должны стать основой для развития детей, базой для всех остальных знаний. И помните, что, взрослея, наши дети становятся более осознанными, спокойными и сострадательными. У них снижается гиперактивность, раздражительность и другие негативные проявления аутизма. У них начинает получаться проявлять свои чувства, и мы, наконец, получаем от них обратную эмоциональную связь.

РАС и подростковый возраст

Переходный возраст наших детей — это всего лишь еще один этап жизни. Его не стоит боятся, но к нему стоит подготовиться, чтоб сделать его легким, безболезненным и интересным.

Автор Наталия Топурия, мама Григори
@giorgiautist

«Нам с Джонатаном повезло, что мы живём в цивилизованном европейском обществе». Мама подростка с аутизмом – об отношении к людям с РАС в Шотландии

Юлия Вест уже 18 лет живёт в Шотландии в городе Абердин – это европейская столица нефти и газа. У Юлии четверо взрослых пасынков и один сын – Джонатан, у которого диагностирован аутизм. В интервью «Лабиринт 42» Юлия рассказала о том, как в Шотландии относятся к людям с ментальными нарушениями и почему аутизм – это не болезнь и не проблема, а лишь особенность развития.

«Беременность Джоном проходила сложно»

Я не работаю, занимаюсь только своей семьёй и блогом в Instagram. У нас в семье пятеро детей. У меня четверо пасынков и семеро внуков в мои 44 года. И у нас с мужем совместный ребёнок – сын Джонатан, ему 15 лет.

У нас есть чудесная дача в шотландском высокогорье. Мы любим заниматься пешим туризмом, обожаем природу. Можем сесть в машину и ехать, куда глаза глядят. Шотландия в этом смысле – прекрасная страна. Здесь очень много красивых мест. До пандемии обожали путешествовать. Я в восторге от Италии и Испании. Нравится посещать музеи, пробовать новую кухню, наблюдать за людьми.

«Нам с Джонатаном повезло, что мы живём в цивилизованном европейском обществе». Мама подростка с аутизмом – об отношении к людям с РАС в Шотландии

Джонатан – мой долгожданный и поздний ребёнок. Беременность проходила очень сложно. Мне даже пришлось лететь из Шотландии в Казахстан на сохранение. У меня был страшный токсикоз и до самых родов я ходила очень тяжело. Помню первое УЗИ в 12 недель: это был момент невероятного счастья. Самое трогательное и удивительное событие в жизни.

Иногда я пытаюсь вспомнить момент, когда же стала замечать, что сын имеет особенности в развитии и поведении, что он отличается от других детей. Но, вы знаете, честно говоря, я совершенно ничего не замечала. Аутизм Джонатану диагностировали в два с половиной года. Он заговорил в 8 месяцев на двух языках, но в полтора года – замолчал. Это единственный момент, который немного насторожил тогда. Джонатан всегда был тихим, вдумчивым ребёнком. Я списывала это на высокий интеллект ребёнка. РАС у сына заподозрил нейрохирург из онкологического центра.

Он заметил, что у Джонатана есть признаки аутизма. После этого он отправил нас на обследования к своему другу в частную клинику. Там сыну и поставили окончательный диагноз – аутизм. Ему было тогда два с половиной года. Нас сразу направили в коррекционный детский сад. Но он ходил ещё и в обычный садик, так как я считала, что для ребёнка с аутизмом очень важна социализация.

«Аутизм – это не страшно»

Нам с Джонатаном повезло, что мы живём в современном европейском цивилизованном обществе. Здесь все люди – врачи, учителя, просто окружающие – относятся другу к другу очень хорошо, с пониманием. У нас большая семья, и все его очень любят. Да, все видят и знают, что Джонатан – человек с особенностями. Но все члены семьи любят, понимают и уважают его. Да, он необычный, но это наш Джонатан, и мы его любим безмерно.

Мои пасынки очень мне помогают с сыном. Они уже взрослые, у них своя жизнь, свои семьи. Самому старшему – 43 года, младшему – 25 лет. Но они неравнодушны к Джонатану. У нас очень дружная и большая семья.

«Нам с Джонатаном повезло, что мы живём в цивилизованном европейском обществе». Мама подростка с аутизмом – об отношении к людям с РАС в Шотландии

Когда Джонатану поставили диагноз «аутизм», я не искала информацию об этом заболевании в интернете. В Шотландии и Великобритании в то время была (может, есть и сейчас, я точно не знаю) бесплатная социальная помощь семьям, где есть дети с инвалидностью – «Школа особого родительства». Автоматически при диагностировании у ребёнка любого заболевания родителей отправляли в эту Школу. Там мы под наблюдением психологов учились принимать диагноз, узнавали, что такое аутизм, что нужно делать. Самое главное, что нам тогда донесли: аутизм – это не страшно. Это не конец света. Просто к такому человеку нужен особый подход. И мы поверили в это. Адаптировались и научились жить с этим диагнозом. И прекрасно живём вот уже 15 лет.

Я – большой поклонник АВА-терапии. Мой сын уже очень давно не проходит никаких реабилитаций. Мы живём по методам терапии АВА: визуальное расписание, проговаривание любого действия, социальные истории. Это то, что помогает в обычной жизни с ребёнком с РАС и даёт колоссальные результаты в его развитии.

Конечно, с ребёнком нужно заниматься. А главная помощь и поддержка для любого особого ребёнка – это его семья. Если ребёнок растёт в любящей семье, где им интересуются, учитывают желания, обучают по мере способностей и потребностей, он будет отлично развиваться.

У нас колоссальные результаты: Джонатан говорит на двух языках, английском и русском, в школе ещё изучает французский и испанский. Играет на электронном пианино, в последний раз он сдал экзамен на очень высокую оценку профессору эдинбургской консерватории. Сын занимается спортом, у него есть персональный тренер. Он очень любит читать и заниматься с лего. У него целый лего-город. Мы даже шутим, что лего «отжимает» у нас не только бюджет, но и дом.

«У нас нет страха за будущее наших детей»

«Нам с Джонатаном повезло, что мы живём в цивилизованном европейском обществе». Мама подростка с аутизмом – об отношении к людям с РАС в ШотландииАутизм – это ментальное расстройство. Если говорить кратко и понятными словами – это просто другое мышление. Люди с аутизмом просто немного иначе мыслят, но они такие же, как мы. Аутизм – это не проблема, не драма, не страшные вещи. Это особенное состояние.

Родитель должен помнить обо одном: важно преданно и безусловно любить своего ребёнка и принимать его таким, какой он есть. Не вытягивать в норму, не лечить, не ждать волшебной пилюли. Аутизм – это не болезнь. Просто живите в моменте и наслаждайтесь каждым днём.

Родственники ребёнка с аутизмом должны знать правду. Родителям стоит рассказать всем знакомым, что у них ребёнок с таким диагнозом. Объяснить, как общаться с ним, о чём нужно помнить. Узнав о диагнозе сына, я собрала родственников, объявила им об этом. Многие прониклись и попросили подробно рассказать им, как обращаться с Джонатоном. Перед каким-то общим праздником они присылают мне в подробностях, что будет на торжестве, какие блюда, какова программа, гости и развлечения. Спрашивают моё мнение, советуются. Это очень приятно, конечно.

Нужно знать, что есть люди с таким диагнозом, относиться к ним аккуратно и с уважением, но в то же время не выделять их среди «обычных», чтобы они не чувствовали себя ущемлёнными.

У меня есть подруга, у ребёнка которой – сложная форма аутизма. Он живёт в семье, а на выходные его забирает специальная служба. Он ночует в специализированном учреждении, детей там возят на различные развлекательные мероприятия. Родителям дают небольшую передышку от особенного ребёнка.

В Шотландии очень развита социальная поддержка для людей с ментальной инвалидностью. Это проходит на государственном уровне. У нас нет страха, что что-то может случиться с нашими детьми. Мы всегда можем попросить помощи.

Взрослые ребята с аутизмом, даже с самой непростой его формой, всегда найдут поддержку и адаптируются в обществе. Они обучаемы, они ходят в школу – коррекционную или обычную. Когда такому ребёнку исполняется 16 лет, его регистрируют в государственную социальную систему. И им занимается уже система: помогают оформить в колледж, устроить на работу и так далее. Опций очень много, и это радует. Это очень упрощает жизнь и позволяет жить в комфорте и без страха за будущее.

3. Получить психологическую помощь для всей семьи

Мало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь.

Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном.

Читать еще:  Симптомы болезни — нарушения эрекции

Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу.

Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайт ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая.

Модели поведения

Подростки с аутическими расстройствами, как правило, выбирают одну из стандартных моделей поведения. Шаблон коммуникации зависит от особенностей проявления синдрома у них, результатов коррекционной работы.

  1. Отстранение от сверстников – наиболее распространенный вариант. Ребенок не понимает, зачем постоянно взаимодействовать с людьми и избегает лишнего общения. У таких ребят иногда не очень хорошо развита речь или они не любят ею пользоваться. Порой отмечается небольшое отставание познавательной деятельности. Для коммуникации они предпочитают жестовое общение. Это классические малоэмоциональные тихони, не вступающие в подростковые группировки по интересам, держащиеся особняком.
  1. Гиперактивность – другой тип поведения. Не имея точного представления о правилах поведения и рамках, подростки стремятся к чрезмерному проявлению себя. Под воздействием гормональных изменений бывают агрессивными, их легко вывести из себя [4]. Плохо переносят изменения в привычном распорядке, впадают в припадки ярости из-за незначительных для других событий.

Задержка интеллектуального развития не аутизм

  1. При тяжелой форме заболевания, заметно отставание в развитии речи, могут возникать признаки легкой уо (умственной отсталости). В ситуациях, заставляющих подростка переживать, проявляются неосознанные движения: махи руками и ногами, перебирание пальцами, топтание на месте.

Это лишь общие черты характерного поведения. Как правило, ребята в периоде созревания сочетают особенности сразу нескольких моделей.

Сами дети не осознают того, что они особенные. Таких пациентов должны приводить к неврологу родители, близкие люди. Те, кому девиации поведения виды со стороны.

«После зелья ваш сын заговорит». Честная история мамы, которая пыталась излечить аутизм

Когда ребенку ставят тяжелый диагноз, многие родители долго не хотят его принимать: думают, что это ошибка, что есть способы все исправить, что врачи просто ничего не понимают. В издательстве «Самокат» выходит книга Марии Дубовой, мамы особенного мальчика Яши. «Мама, ау» — это честный рассказ-дневник с попытками найти ответы на множество вопросов об аутизме. А эта глава из нее — о том, как непросто бывает принять диагноз.

Принять сразу тот факт, что у вашего ребенка аутизм, — невозможно. Принять его странное поведение, не пытаться его исправить, не злиться на него и на себя за это «ненормальное» поведение не под силу, наверное, никому. Многочисленные статьи советуют нам полюбить своего ребенка таким, какой он есть. Вместе с ним попробовать песок, полизать пол, потрясти руками и побегать по кругу. Но это все какие-то глупые советы. Ничего из этого не помогает — я перепробовала все. Невозможно понять, как работает мозг ребенка с аутизмом, если просто будешь пытаться повторять то, что он делает. Бесполезно. Чтобы это принять, нужно время. До тех пор, пока пытаешься своего ребенка «вылечить», никакие психологи не помогут.

Я с утра до вечера лазила в интернете в поисках историй о том, как диагноз «аутизм» был поставлен ошибочно. Интересно, что историй таких встречается довольно много. И я их заучивала чуть ли не наизусть. Однажды мы встретили на детской площадке одного старого знакомого, который уже стал дедушкой и пришел на эту же площадку с внуком. Я, не сдержавшись, разрыдалась прямо у него на глазах и поделилась тем, что сыну поставили аутизм. Он посмотрел на меня, на сына, потом со знанием дела произнес: «Ты что, людей с аутизмом не видела, что ли? Посмотри: он у тебя и в глаза смотрит, и за детьми повторяет. Ну подумаешь, не говорит пока — ну не страшно, вот-вот заговорит». И я тогда поверила этому старому знакомому, который ну совсем не имел никакого отношения к аутизму. Поверила и подумала: а ведь он прав. Что мы знаем об аутизме? Люди с таким диагнозом не смотрят в глаза. А Яша смотрит. Значит, у Яши нет аутизма.

И я с еще большим рвением начала искать в интернете случаи, когда диагноз был поставлен ошибочно или когда кто-то верил, что ему удалось вылечить аутизм.

Бабушка-целительница

Дальше мой мозг не сдавался. От ошибок в диагнозе я плавно перешла к способам аутизм «вылечить». Мой мозг начал искать лазейки, как обмануть диагноз. Поскольку традиционная медицина нам ничего предложить не смогла, мы обратились к нетрадиционной. Уже тогда я обратила внимание: чем более нетрадиционное лечение, тем больше людей, которые вылечились.

Например, очень хорошие отзывы были о «Доме медитаций». Какой-то человек, ссылаясь на каббалистические методы, обещал на своем сайте, что после курса медитаций, когда моя душа будет иметь возможность поговорить с Яшиной душой, на нас снизойдет озарение и можно будет снять диагноз «аутизм». Или обязательно находились какие-то бабушки-целительницы, которые с помощью специального зелья обещали мне, что ребенок заговорит.

Подобные бабушки нас преследовали еще очень долго. В разных странах. Интересно, зелье у них было одинаковое или у каждой свое?

Еще обнаружилось множество каких-то гостевых домов, куда надо было приезжать с ребенком на месяц, и якобы после этого месяца у ребенка должен начаться прогресс в развитии. Все это, включая бабушек-целительниц, стоило неимоверных денег, которые мы заплатить не могли. На самом деле это я сейчас, вспоминая тот период, понимаю, что все эти методы никакого отношения к аутизму не имеют. А тогда было не так очевидно. Я была готова заплатить каждому, кто даст мне хотя бы призрачную надежду на то, что мой ребенок перестанет быть таким, какой он есть, перестанет быть человеком с аутизмом. При этом я совершенно не думала и даже не пыталась понять своего ребенка, найти к нему подход. Понять, что хорошо для него и чего он хочет сам. Я думала только о том, как его «вылечить».

Специальная диета

Мы начали «лечение» аутизма со специальной безглютеновой, бесказеиновой и бессоевой диеты. Это довольно распространенный метод работы с людьми с аутизмом, основанный на идее, что мозгом управляет кишечник. Поэтому лечить надо именно его. В принципе, теория очень логичная. И действительно, есть много людей, кому данное «лечение» помогло.

Смысл в том, что продукты, которые содержат глютен, казеин и сою, нельзя есть вообще. Даже прикасаться к ним нельзя

Получается, что нельзя есть ничего из муки, никаких молочных продуктов и ничего, где есть соя. Кроме того, по наставлениям диетолога мы убрали из своего рациона и рациона ребенка любые полуфабрикаты, продукты, которые содержат улучшители вкуса и пищевые красители, а также максимально сократили количество сахара. Продуктов, которые составляли наш рацион, осталось, скажем так, совсем немного. Если еще принять во внимание, что люди с аутизмом в принципе очень разборчивы в еде — они воспринимают еду не только по вкусу, но и по цвету, запаху, структуре и тому, как она выглядит, — то разрешенных продуктов, которые мой Яшка соглашался есть, оказалось совсем мало. К тому же наш диетолог, под чьим наблюдением мы переходили на эту диету, по результатам анализов вводила дополнительные ограничения. Я помню, что строго-настрого запрещались виноград и яблоки.

Мать лечила аутизм у детей отбеливателем. Почему её никто не смог остановить?

Я думаю, что эти два года были самым тяжелым периодом в моей жизни. Мы продержались без хлеба — все это время Яшка жевал рисовые хлебцы. Мы жили без мороженого: мне так и не удалось найти мороженое без консервантов и красителей. Без конфет: был один вид шоколада, без сои и без сахара, но настолько противный, что Яша отказывался его есть. Без йогуртов: все йогурты, которые у нас в тот момент продавали, были либо молочными, либо соевыми. Конечно, все в наше время можно заменить. Но как такового прогресса в поведении Яши я так и не заметила. Даже наоборот, к нашим обычным истерикам добавились еще истерики из-за еды. С того момента, как он понял, что вокруг куча вкусных продуктов, которые ему не дают, он постоянно пытался у кого-то что-то стащить и быстренько съесть. Однажды он пришел из садика с синим ртом. Выяснилось, что наелся пластилина. Прочитав состав, я поняла, что в нем были и сахар, и глютен. Видимо, даже пластилин оказался вкуснее, чем большинство продуктов, которые Яша в тот момент ел.

Пищевые добавки

Одновременно с введением специального рациона мы ходили к диетологу — специалисту, которая рассказывала нам о продуктах, о том, почему нам стоит что-то исключить, а что-то добавить. Она же отправляла анализы в специальные лаборатории в Канаде и США.

Кроме того, диетолог помогала нам разобраться с различными пищевыми добавками, которые Яше необходимо было принимать. Идея в том, что мы должны были потихонечку добавлять разные витамины и следить за реакцией ребенка. Потом диетолог слушала наши комментарии и выписывала какие-нибудь новые добавки. Стоит ли говорить, что добавки эти надо было заказывать в специальном месте и стоили они неимоверных денег. Как, впрочем, и каждый визит к диетологу.

Читать еще:  Проростки: чем полезны

Кроме всего прочего, Яшка наотрез отказывался пить некоторые из этих добавок. Например, ни за что нельзя было впихнуть в него специальный рыбий жир, привезенный с Аляски, — без каких-либо улучшителей вкуса и запаха, да еще и не в капсулах, а просто в бутылке. Вонял этот рыбий жир страшно. Подразумевалось, что мы будем добавлять его Яше в еду. Проблема в том, что он и так очень мало всего ел, а если туда еще и рыбий жир подмешать, то предпочитал не есть совсем, а только бегать вокруг и кидаться едой.

В защиту Яши скажу, что я тоже не смогла бы это есть, а предпочла бы бегать вокруг

И с удовольствием в кого-нибудь бы этой «едой» запульнула бы. Так мы эту бутылку с рыбьим жиром с Аляски и выкинули.

Когда Яшке было четыре года, он вообще не сидел на месте. Ни секунды. Даже когда смотрел мультфильмы, он находился в постоянном движении. Тогда у нас на балконе стоял большой батут, и он без перерыва на нем скакал. Он не распознавал речь и не произносил никаких слов.

Трёхлетка в теле 11-летнего. История Маркуса: мальчика с аутизмом, который рисует и учит пять языков

Я думаю, что на том этапе он сам не понимал, что происходит с его телом, не осознавал своего тела. Наблюдать за ним и за его реакциями на разные пищевые добавки было затруднительно, и абсолютно непонятно, на что были все эти реакции: на добавки, на еду или Яша просто такой гиперактивный по жизни. Мы все ждали, что Яшка успокоится. Два года ждали, но так и не дождались. На наш вопрос, когда же уже хоть какой-то прогресс, наш диетолог говорила, что совсем скоро. Что надо ждать не два, а три года, а вот потом-то этот прогресс точно начнется. Но на третий год нас уже не хватило.

Из дневника

«Периодически мы должны были посылать Яшкины анализы в Америку, в институт изучения аутизма. Оттуда нам присылали расшифровку и различные рекомендации, какие еще добавки начать принимать. Однажды анализы кала не доехали, потому что баночка то ли открылась, то ли лопнула и все анализы вылились наружу. О чем нам и сообщили из этого самого института, особенно отметив, что им не удалось собрать достаточно кала для всех нужных анализов, поэтому просят прислать еще. Воображение нарисовало мне богатую картину, как ученые из института собирают кал моего ребенка с почтового пакета, и мы решили больше свое добро никому не посылать».

Гомеопатия

Следующим этапом в моем личном принятии аутизма стало лечение гомеопатией. И опять же я нашла в интернете гомеопата, который, по отзывам клиентов, однажды «вылечил» аутизм. Первый прием у этого именитого гомеопата стоил 350 долларов.

Посмотрев на Яшу и выслушав внимательно всю нашу историю, он пришел к выводу, что Яков пришел в наш мир из другого мира

Где он, Яков, был то ли собакой, то ли тигром, то ли еще каким-то животным. Именно поэтому он кусается и иногда ведет себя не как человек, а как зверь. Такого определения моему ребенку еще не давали. Яшке тогда было пять лет, и я была в полном отчаянии, потому что у меня не получалось не только «вылечить» аутизм, но и добиться хоть какого-то прогресса.

Врач дал нам специальные капли, чтобы принимать их в определенное время в определенной дозировке и с определенными продуктами. И вот здесь впервые я увидела хоть какой-то прогресс от лечения. Яша перестал себя кусать. Он все еще продолжал кусать окружающих, но хотя бы самого себя он кусать перестал. Мы еще дважды возвращались к этому гомеопату. Но, к сожалению, никакого другого прогресса так и не достигли.

Что нам помогло?

Нам помогли таблетки. Вот так легко и просто. Когда мы в прямом смысле дошли до ручки, когда мы перестали выдерживать этот постоянный темп жизни, при котором ты ни на секунду не можешь расслабиться. Когда я поняла, что, если сейчас что-то не предприму, могу сойти с ума. Вот только тогда мы решили попробовать давать Яше сначала успокоительные лекарства, а потом те, которые помогут ему хоть немного сосредоточиться, хотя бы пять минут посидеть на месте.

«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это не так»

Первую таблетку я дала Яше, когда ему было почти шесть лет. Я плакала по ночам, и мне казалось, что этими таблетками я подавляю его. Что я убью в нем личность. Но и не давать таблетки я тоже не могла, потому что не выдерживала. С этого момента постепенно мы начали замечать прогресс в поведении, учебе и во взаимодействии с обществом.

Сначала Яша стал лучше спать по ночам, что давало мне возможность хоть немного передохнуть

Он так же очень рано вставал, но хотя бы быстро и легко засыпал. К шести с половиной годам Яше стало намного легче сидеть на месте, и он даже начал высиживать весь урок в школе. Самое главное — Яша наконец-то начал понимать речь.

Я думаю, его мозг с помощью таблеток смог сосредоточиться именно на словах, а не на всех тех шумах, которые он слышал. Кроме того, Яшка потихонечку, по одному слову начал говорить. Сначала совсем непонятно, а потом все более и более разборчиво.

Из дневника

«Практически с первой таблетки было понятно, что они помогают Яшке в первую очередь справиться с самим собой. Буквально в течение первой недели он стал намного более сосредоточенным и впервые смог высидеть, не вставая, больше десяти минут. Была лишь одна сложность: как научить Яшу эти таблетки принимать. Это капсулы, они довольно большие, и их не так просто проглотить. Сначала я долго объясняла Яше, как принимать таблетки, показывая ему, как я их глотаю и трясу головой, чтобы они проскочили в горло. Потом я буквально засовывала Яше капсулу в горло, и он ее глотал. Довольно быстро Яша научился сам просовывать таблетки себе в горло. Но тут возникла новая проблема. Теперь Яша глотал только капсулы. А другие таблетки, которые не в желатиновой оболочке, он брать в рот отказывался. Выяснилось, что это не такая уж редкая проблема. Очень многие взрослые люди глотают лекарства только в капсульной оболочке. Более того, эти оболочки можно купить отдельно от таблетки. То есть можно просто купить пустую капсулу и наполнить ее чем угодно — что я и сделала и потом еще пять лет запихивала в них все необходимые препараты. Принимать таблетки без капсульных оболочек Яшка научился только в этом году, когда ему исполнилось двенадцать лет».

Лечение аутизма

На сегодняшний день медикаментов, излечивающих расстройства аутического спектра, не существует. Однако терапия и коррекция нарушений развития во многих случаях помогает добиться действительно впечатляющих результатов. И чем раньше начинать принимать меры, тем лучше. Среди основных методик можно выделить:

  • Занятия с логопедом-дефектологом
  • ABA-терапия
  • Трудотерапия
  • Физиотерапия
  • Карточки для аутистов с картинками
  • Медикаментозная терапия (при повышенной возбудимости, приступов агрессии и пр.)

«Моему ребёнку сейчас 6 лет. Диагноз психиатр нам поставил в 4 года, но к тому моменту я просто пришла за бумажкой. К основным признакам аутизма я могу отнести отсутствие социализации, отсутствие фантазии (мальчик не играет с мечом-палкой, девочка не кормит грудью куклу и т. д.) и повторение определённых движений. Например, ребёнок часами перебирает ленточки или кусочки мозаики.

К счастью, сейчас есть Интернет, где родители могут найти все признаки аутизма и соотнести с собственным малышом. А психиатр, если ребёнок маленький, может сразу не поставить диагноз. Я заметила проявления аутизма в 2,5 года, а диагноз нам поставили значительно позже».

Анна Сорокина

Важно понимать, что терапия должна проходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, словом, повсеместно. В Красноярске есть несколько учреждений, в которых имеют опыт работы с детьми аутистами, и оказывают поддержку не только малышам, но и их мамам и папам. Вот некоторые из них:

    , пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 184 «а», тел. 255-56-68
  • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-68-34
  • Краевой психоневрологический диспансер, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-53 , ул. Караульная, 46, ул. Серова, 8, тел. 215-38-13 , ул. Никитина, 3 «б», тел. 294-30-22 , тел. 297-80-40

Обращайтесь к специалистам вовремя, будьте рядом с ребёнком, поддерживайте его и помогайте преодолеть все возникающие проблемы. Мы уверены, что опытные врачи и ваше терпение способны сотворить маленькое чудо для крепкой семьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector