You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СДВГ у ребёнка: как определить и что делать

СДВГ у ребёнка: как определить и что делать

В спомните своё детство: наверняка среди ваших одноклассников были те, кто ни секунды не мог усидеть на месте, ёрзал, получал постоянные замечания от педагогов, писал, как курица лапой, запинался на ровном месте, даже возле доски ухитрялся плясать чечётку. С большой долей вероятности можно сказать, что это были дети с СДВГ.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать - слайд

СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца.

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

Особенности поведения

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Выдуманный синдром

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Детей с СДВГ все больше

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечение

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Читать еще:  Заложило ухо, писк в ухе.

Диагноз на всю жизнь

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Спорт в помощь

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Помощь психолога

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Что почитать родителям ребенка с СДВГ

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Причины появления СДВ и гиперактивности

Доказательной медицине неизвестны причины СДВГ. Но считается, что заболевание может возникнуть из-за таких факторов:

  1. Биологического. Это внутриутробное повреждение центральной нервной системы плода вследствие:

· гипоксии (во время родовой деятельности или в течение беременности);

· различных заболеваний матери;

· ранней (до 18 лет) или поздней (после 40 лет) беременности;

· вредных привычек матери во время беременности (курение, наркотики, алкоголь);

· вынужденного приема лекарств.

Перечисленные выше причины являются лишь факторами риска, если у вас совпадают какие-либо пункты, это не значит, что у вас родится гиперактивный ребенок.

  1. Генетического. СДВГ, вероятней всего, передастся генетически, если:

· один из родителей или оба родителя имеют диагноз СДВГ;

· у старших братьев или сестер будущего ребенка диагностировали СДВГ;

· в роду были случаи СДВГ.

Согласно статистическим данным у 50 % детей диагноз СДВГ является наследственным.

  1. Психосоциального. При диагнозе СДВГ не стоит недооценивать роль ряда психосоциальных факторов:

· алкоголизм, наркотическая зависимость у одного или у обоих родителей;

· насилие в семье и по отношению к ребенку;

· тяжелые психоэмоциональные отношения в семье;

· низкий социальный статус семьи в обществе.

  1. Экологического. Данный фактор тесно связан с пищевыми предпочтениями малышей. Поэтому в зону риска возникновения СДВГ попадают дети, у которых:

· дефицит белковой пищи;

· в ежедневном рационе преобладают «плохие» углеводы (особенно по утрам);

· дефицит микроэлементов, макроэлементов, витаминов.

Чтобы снизить вероятность возникновения СДВГ у ребенка, нужно наладить его режим питания, обеспечить ему комфортную атмосферу в семье. Это необходимо для правильной работы нервной системы.

В классической школьной системе ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сталкивается с непосильными для него правилами. На уроках нужно сидеть тихо и слушать учителя, выполнять задания необходимо только сидя за партой, а разговаривать с одноклассниками — только на переменах.

Читать еще:  Беременность и ВИЧ-инфекция

Не все преподаватели знают об особенностях СДВГ и порой принимают невнимательность и гиперактивность за плохое воспитание. Но строгая дисциплина лишь ещё больше травмирует психику учащихся с СДВГ — дети становятся закрытыми и агрессивными.

«Первая помощь — родителям»

Двадцать лет назад у дочки писателя и журналиста обнаружили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Молодая мама переработала уйму литературы, начала разбираться в нейропсихологии и создала форум для семей, оказавшихся в такой же ситуации. В 2007 году появился «Импульс» — межрегиональная организация родителей детей с СДВГ. Ирина помогла не только дочке, которая благополучно устроила свою жизнь, но и тысячам отчаявшихся мам. «Импульс» консультирует семьи с детьми с СДВГ. Организация существует на пожертвования и гранты и нуждается в регулярной финансовой поддержке. О том, почему родителям и детям с СДВГ очень важна помощь извне, Ирина Лукьянова рассказала «Филантропу».

Ирина Лукьянова. Фото Анна Данилова

«У детей с СДВГ нет природного умения «тормозить»»

Все знают, как трудно быть рядом с ребенком, который плохо себя ведет. Взрослому трудно бывает удержаться от окрика или подзатыльника. К сожалению, грубое обращение с любыми детьми все еще остается у нас общественной нормой. И хотя СДВГ официально признан расстройством- неврологическим на западе и психиатрическим в России, хотя он официально включен в диагностико-статистическое руководство по психиатрии и в Международную классификацию болезней, многие продолжают считать его недостатком воспитания. Но причина проблемного поведения ребёнка не в том, что он чего-то не знает или не понимает. У детей с СДВГ нет природного умения “тормозить”. Когда нужно справиться с эмоциями, вместо программы, которой учили родители, — например, «промолчать и не реагировать», — включается инстинктивное желание быстро что-то сделать, немедленно отреагировать. .

Обычный человек может выдержать паузу между событием и реакцией на него, обдумать будущий поступок. Ребенок с СДВГ – нет.

У него плохо работают механизмы торможения, нет той самой паузы, которая позволяет человеку обдумать, как он должен поступить в новой ситуации. Поэтому он реагирует сразу – и реагирует на автопилоте, первой автоматической реакцией. Поэтому он просто не может следовать правилам поведения. Именно поэтому он не умеет стоять в очереди, вести себя в самолёте или в школе. У таких детей много других проблем, в том числе неврологических: они с трудом засыпают и пробуждаются, просыпаются по ночам, ходят, разговаривают, скрежещут зубами. И родителям с ними очень трудно, потому что жизнь человека, который на все реагирует автоматически, не включая голову, превращается в хаос. Ребенок никак не организует свою повседневную жизнь – он просто плывет по течению, реагирует на поступающие стимулы. Нет стимулов – начал искать: перерыл родительские шкафы в поисках интересного, все вывернул на пол, заинтересовался другим, вывернул кухонные шкафы, нашел шоколадку… С ними трудно поддерживать порядок. Маме, как паучихе, нужно иметь восемь глаз и восемь лап: бдить, не допускать травм и крушения домашнего имущества.

Гневаясь на родителей сложных детей, мы забываем, что они не всесильны, что должны быть настороже все время, пока ребенок рядом. Когда он не рядом – их засыпают требованиями «объяснить ему, как себя вести в школе». Но у мамы нет пульта управления своим чадом. Она не может сделать так, чтобы ребёнок на уроке отложил телефон и слушал учителя. У него просто включается механизм «мне скучно, я ищу развлечений, залезу-ка в смартфон». Мама здесь бессильна: ребенок прекрасно знает правило «на уроке надо слушать учителя, а не играть в смартфон» — проблема не в том, что он не знает правил, а в том, что не применяет их в нужной ситуации, реагируя на нее самым простым, самым поверхностным способом

Нужно просто принять тот факт, что с одними детьми житейский здравый смысл работает, а с другими — нет.

«Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи»

Порой взрослые убеждаются в этом не сразу и жалуются: «Мы были прекрасными родителями до тех пор, пока не родился четвёртый ребёнок». Но это не зависит от родительского умения или неумения организовать жизнь и распорядок дня этого ребёнка. Это зависит еще и от комбинации генов маленького человека – той самой, которая определяет, быстро ли он тормозит или включается, как переключает скорости, как реагирует в ситуациях, когда надо быстро принять решение или, наоборот, когда надо много времени провести в покое без ярких стимулов, поступающих извне. Мы все в этом смысле очень разные – и не у всех одинаков период активного внимания, способности сосредоточиться на важном, не у всех одинаково время, на которое мы можем задержать сиюминутную реакцию на событие. Взрослым приходится прикладывать огромное количество усилий, чтобы обучить ребёнка «снижать скорость». Эта тяжёлая работа отнимает у них очень много сил.

Гиперактивный ребенок создаёт в повседневной жизни массу стресса. Родители приходят домой с работы, чтобы набраться сил, отдохнуть.

И тут ждёт еще один, бесконечный фронт работ: за время их отсутствия ребенок не сделал уроки, привел дом в состояние хаоса, поссорился с братьями-сестрами, у него двойки по разным предметам, — то есть он не делает ничего из того, что по возрасту уже должен делать сам. И кроме того — он еще и разрушает среду обитания, получает травмы в поисках острых ощущений. Получается, что у взрослых просто нет безопасного дома, что ребенок представляет угрозу благополучию семьи. И, конечно, это подрывает родительскую самооценку: родители не справляются. Им негде взять дополнительных ресурсов. В результате родители реагируют эмоционально: ребенок — это проблема, они наказывают ребенка, чтобы устранить проблему. Естественно, наказание не научит ребенка вести себя иначе — и возникает замкнутый круг насилия: ребенок не справляется с требованиями общества, его наказывают, он протестует — его поведение все хуже, его наказывают еще серьезнее. Отношения испорчены, и восстанавливать их все сложнее. Рано или поздно жизнь в семье просто разваливается.

По статистике, в семьях, где растут гиперактивные дети, супруги значительно чаще ссорятся и разводятся. В том, что их ребенок сложный, они беспочвенно и без всякой пользы обвиняют друг друга. Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи.

В наших семьях основная нагрузка по социализации, коррекции поведения, лечению, помощи ребенку ложится на женщину. На них дополнительно давят бабушки и папы. Они, как и школьные учителя, и весь остальной мир, говорят: «Просто ты его мало любишь или мало порешь».

Папа часто оставляет себе роль контролёра. Он проверяет табель в конце месяца и ставит оценку – ребенку и маме. Ребенок не оправдал надежд, мама не справилась с ролью воспитателя, всем двойка. Иногда оплачивает расходы. Очень редко удаётся добиться понимания со стороны отца. Такое понимание – бесценно.

Но нужно иметь в виду, что СДВГ – наследственное расстройство , и передается оно с такой же частотой, как рост, цвет глаз и волос.

Нередко в семье, помимо ребенка, диагноз СДВГ есть у кого-то из родителей – или они так и живут недиагностированными, с нескорректированным расстройством – а это усугубляет проблемы в семье. Такие родители и с организацией собственной жизни не могут справиться, а им еще за ребенка отвечать. Вспыльчивые, непростые в общении люди, они не могут сосредоточиться, часто теряют интерес, испытывают сложности с мотивацией. Им сложно удержаться на работе и добиться достойной зарплаты. Они нередко ищут немедикаментозных средств снять внутреннее напряжение – и такими средствами оказываются алкоголь, курение и наркотики. Такие люди легко портят отношения с собственными родителями, и это только увеличивает стресс. Нередки случаи зависимости и созависимости: пьющий папа, созависимая мама и домашнее насилие. В результате ребенок, как и вся остальная семья, живет в аду.

Читать еще:  Красные точки в кале.

Чаще всего самые острые проблемы с гиперактивными детьми возникают у семей, не имеющих дополнительного ресурса. Ушёл папа, мама тянет двух детей на зарплату библиотекаря или продавца. Но беда в том, что на этом этапе семье никто не помогает. Специалисты вмешиваются только в момент кризиса, когда мама с ребенком поссорилась, и он пошел прыгать с пятого этажа, в школе устроил истерику или кого-то побил.

Выход. Первая помощь – родителям

Когда речь заходит о помощи, в фокусе всегда оказываются дети. Именно на них уходят все ресурсы семьи. И чаще всего эта помощь не имеет успеха. Матери – основной ресурс, защитник и опора детей с СДВГ, —сами считают, что отрывать деньги от семьи на помощь себе — безответственно и преступно, и в результате катастрофически выгорают, погружаются в глубокую депрессию. Они не могут позволить себе систематическую помощь психотерапевта, а значит не в состоянии решать проблемы ребенка.

В данном случае хорош традиционный совет “Наденьте кислородную маску сначала на себя, потом — на ребёнка”.

Родителям ребенка со сложным поведением приходится осваивать специальные дополнительные навыки, повышать квалификацию, искать небанальные способы решения проблем. Маме нужно стараться не доводить себя до такого состояния, когда она ненавидит ребёнка, который причиняет боль и проблемы. Ведь родительство — это не только мучение, что это ещё и радость. От общения с ребёнком можно получать удовольствие, а не только бесконечную боль.

Важно не отождествлять проблему ни с мамой, ни с ребенком. Ошибочно говорить ребенку: “ты моя проблема”. И нельзя допускать, чтобы ребенок думал: “я и есть проблема”. Родители должны занять взрослую позицию, при которой они не страдают вместе с ребёнком и не отождествляются с ним. Нужно занять зрелую позицию и перестать бояться всеобщей критики и разговоров со школьными учителями, «потому что они будут ругать».

Главная помощь детям с СДВГ — это помощь родителям.

Для того, чтобы справиться с проблемами, которые вызывает СДВГ, недостаточно назначить дорогостоящее лечение — и даже найти деньги, чтобы оплатить таблетки для ребенка: иногда таблетки не помогают, а иногда дают тяжелые побочные эффекты. Учёные, которые изучали вопрос помощи детям с СДВГ, выяснили, что еще один важный способ помочь ребенку — это научить его родителей методикам и технологиям, помогающим справляться и с ребенком, и с собой — разрешать конфликты, поощрять, правильно давать обратную связь, выстраивать систему реакций на поведение ребёнка, сохранять спокойствие. Опыт показывает, что даже если ребенок не получает медикаментозного лечения, но его родители понимают, с чем имеют дело, умеют здраво и конструктивно реагировать на проблемы — жизнь семьи становится легче. На нашем форуме посетители обмениваются опытом — и мы знаем примеры, когда мама просто снизила количество замечаний в адрес ребёнка, наладила с ним человеческий разговор, и это оказалось полезно. Она почувствовала себя сильнее, увереннее, компетентнее, поняла, что всё делает правильно, осознала, что не ребёнок плохой или она бездарная, — а просто они столкнулись с объективными проблемами, которые вместе надо решать. Это очень важно: не обвинять друг друга, а понимать, что СДВГ — это общая проблема и для родителей, и для ребенка, что они в одной лодке, что им вместе надо справляться с ней, а не обвинять друг друга.

Но как бы разумно не вели себя родители сложных детей, не стоит забывать о реальности. По статистике, примерно в 40% случаев проблемы у людей с СДВГ с возрастом сохраняются.

Расселл Баркли, ведущий специалист по СДВГ в мире, сформулировал «правило тридцати процентов»: ребенок с СДВГ ведет себя так, как будто его воля, самоконтроль, способность к самоорганизации и планированию развиты на 30% меньше, чем у сверстников. А ведь это значит, что в 18 лет, когда пора заканчивать школу, он ведет себя как шестиклассник. И значит – неизбежны проблемы с обучением в вузе или колледже. Конечно, есть и хорошая новость: к 24 годам пациенты с СДВГ достигают, наконец, того уровня сознательности и самоорганизации, который присущ обычным подросткам 16 лет. Увы, ученые считают, что большинство наших ребят остаются на уровне 20-22 лет и никогда не достигают уровня взрослости и зрелости, который у обычных взрослых приходится на возраст 30-33 лет.

Однако, это не значит, что человек с СДВГ не может прожить счастливую и наполненную жизнь.

Гиперактивные люди, в раннем детстве получившие помощь, лечение, адекватную коррекцию, способны сделать свои слабые стороны сильными. Они вырастают в удачливых бизнесменов, новаторов, интересных актёров и спортсменов. Просто для этого нужна благоприятная, поддерживающая среда.

Организация «Импульс» консультирует сотни семей, где есть дети с СДВГ. На Благо.ру собирают 53 400 рублей на семинары для родителей детей с СДВГ. На семинарах родители понимают, что они не плохие, дети у них вовсе не больные, а узнают о новых способах коммуникации в семье, учатся воспитывать своих детей без насилия и напряжения. Такой психологической помощи нигде больше не получить.

  • Необходимо создать в доме спокойную обстановку, чтобы ребенку было комфортно, ничего не вызывало у него стресс. Разговаривайте со своим малышом, сделайте ему перед сном успокоительную ванну, легкий массаж, сеанс ароматерапии, обнимите, почитайте любимую книжку, дайте послушать спокойную музыку. Физический контакт очень важен. Не кричите на ребенка, особенно когда он перевозбужден. Необходимо спокойно и не торопясь «возвращать» ребенка в спокойное состояние.
  • Также необходимо интересоваться у ребенка, как он проводит время в школе, что сейчас они с классом проходят, все ли он успевает, все ли ему понятно. Участвуйте в жизни своего ребенка, помогайте ему с домашним заданием, помогайте справляться с возникающими трудностями на начальных этапах.
  • Родителям необходимо быть максимально корректными, последовательными в просьбах и поручениях, избегать прямых отрицаний.
  • Если нужно что-то запретить, выражайте это не в форме отрицания, а предлагая альтернативу его действию: например, вместо фразы «не выбегай на дорогу» можно использовать «иди ко мне», «иди рядом со мной», «иди со мной за ручку» и т. д.
  • Так как гиперактивный ребенок не может сфокусировать внимание на одном деле, формируйте для него задачи четко и по этапам, чтобы выработать у него последовательность действий.
  • Старайтесь учить ребенка контролировать время, предупреждайте заранее, если время на подготовку к прогулке или на просмотр телевизора подходит к концу. Очень важно соблюдать распорядок дня.
  • Не допускайте вседозволенности. У ребенка должны формироваться критерии поведения, он должен чувствовать рамки.
  • Как правило, гиперактивным детям необходимо создавать условия для «выброса» лишней энергии. Для этого у ребенка должно быть хобби. Но это вовсе не значит, что ребенка сразу нужно отдавать в секцию бокса. Это могут быть бег, бассейн, лыжи, теннис и т.д. Любые подвижные и энергозатратные виды спорта. Также спорт учит дисциплине и организованности. Однако не нужно «перегибать палку», нельзя допускать физических перегрузок. И если ему не нравятся занятия, которые вы ему предлагаете, не стоит заставлять ребенка ходить на них через силу, пусть он выберет занятие по душе.
  • Также необходимо создать в семье комфортную и дружелюбную атмосферу. Будьте позитивными, спокойными, уравновешенными и ребенок, глядя на вас, будет на уровне ощущений перенимать эти качества.

Подводя итог. Общие усилия родителей, педагогов, психологов и врачей помогут добиться желаемых результатов: состояние ребенка нормализуется, он станет более спокойным, уравновешенным, он сможет общаться с другими людьми без конфликтов, его успеваемость в школе улучшится.

Если у вашего ребенка проявляются симптомы гиперактивности, обращайтесь к детским неврологам нашего центра!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector