You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам число малышей с отставанием в речевом развитии не становится меньше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз [1] . Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет [2] . Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но, чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в два–три года, тем больше шансов на полное выздоровление.

Виды нарушений речи и их признаки

Степень выраженности и конкретные проявления речевого отклонения зависят от вида нарушения:

  • Алалия. Слух у ребенка есть, но речь полностью или почти полностью отсутствует. Это происходит из-за повреждения соответствующих участков головного мозга. Малыш может слышать звуки, но не воспринимать их смысл.
  • Дизартрия. Это наиболее легкое нарушение, связанное с патологией иннервации речевого аппарата. Отмечается смазанное и нечеткое произношение слов, тихий либо слишком резкий голос, ускоренная либо замедленная речь, нарушение ритма дыхания при разговоре. Дети с дизартрией неохотно едят мясо и твердую пищу, у них затруднено жевание.
  • Дислалия. Проблемное произношение согласных звуков.
  • Заикание. Возникает из-за спазмов и судорог речевого аппарата.
Читать еще:  Диагноз F 41.2

Если вы заметили, что ребенок мало говорит, неправильно произносит звуки, слова, или вообще что-то настораживает в его речи, следует сразу обращаться к специалистам. Коррекция речевых нарушений требует комплексного воздействия, сочетания педагогических, психотерапевтических и других современных методов.

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Лечение психоречевого развития

Задержка развития речи, лечение в центре доктора Берсенева

При задержке психоречевого развития лечение нужно начинать как можно раньше. В терапии участвуют родители, детский невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Только комплексный подход в центре развития речи Киева принесет максимальный результат. Причем, необходимо помнить, что в первую очередь нужно устранить причины, вызвавшие ЗПРР (это касается семей с неблагоприятной обстановкой).
Если степень отставания в развитии ребенка невысока, и лечение задержки речевого развития начато рано, можно рассчитывать на хорошие результаты и высокую эффективность.
Специалистами «Медицинского центра Берсенева» разработана индивидуальная программа лечения и коррекции детей с задержкой психоречевого развития. Программа представляется собой комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом, логопедом.

Читать еще:  потеря равновесия при спуске по ступенькам

Запись на консультацию и лечение задержек при развитии речи у ребенка ведется предварительно, по телефону детского отделения центра развития речи в Киеве (044) 272-11-82 или по телефону контакт-центра (044) 238-22-31.
Помните, что задержка психоречевого развития не лечится мгновенно, необходима кропотливая работа и внимание к такому малышу. Только в таком случае он догонит сверстников в развитии, и ЗПРР никак не повлияет на его дальнейшую жизнь.

Симптомы зрр у детей

Родителям стоит обратить внимание на то, что если к 2 годам у ребёнка:

  • словарный запас менее 20 слов
  • невнятное произношение
  • не понимает и не отвечает на простые вопросы
  • не называет челнов семьи
  • не называет простые предметы

Это признаки отклонения от норм и повод обратиться к специалистам.

Задержка речевого развития – заболевание, возникновение которого может провоцировать целый ряд факторов: травмы при родах, физические травмы, повышенное внутричерепное давление, патологии внутриутробного развития, психологические расстройства, нарушение слуха, недостаточная концентрация слухового внимания, неразвитые мускулы рта и слабый мышечный тонус лица.

Клинические проявления

Аномия (неспособность назвать объекты) обычно встречается при всех формах афазии.

Афазия Вернике

Пациенты с афазией Вернике произносят нормальные слова свободно, часто включают лишенные смысла фонемы, но не знают их значения или взаимосвязи. Результатом является набор слов или «словесный салат». Пациенты, как правило, не знают, что их речь непонятна другим.

Присутствует нарушение восприятия устной и письменной речи. Пациенты делают ошибки при чтении (алексия). Письменная речь беглая, но в ней присутствует много ошибок и часто отсутствуют существительные (беглая аграфия).

Отсутствие правого поля зрения обычно сопровождает афазию Вернике, потому что зрительный путь находится вблизи пораженного участка.

Афазия Брока

Пациенты с афазией Брока достаточно хорошо могут понять и осмыслить речь, но их способность формировать слова нарушена. Обычно заболевание влияет на речеобразование и письмо (небеглая аграфия, дисграфия), существенно затрудняя попытки пациентов общаться. Тем не менее, устная и письменная коммуникация несет смысл для пациента.

Читать еще:  хроническая усталось, всплески агрессии

Афазия Брока может включать нарушение просодии и повторения, в дополнение к аномии. Письменная речь нарушена.

Ребенок прошел консультации у специалистов Центра. Что дальше?

История болезни пациента направляется на Отборочную комиссию после прохождения консультации у всех специалистов консультативно-диагностического отделения (логопед, психиатр, невролог).
На основании комплексной оценки заключений всех специалистов – Отборочной комиссией может быть принято решение как с рекомендацией о лечении в нашем Центре, так и с рекомендацией обратиться в иную медицинскую или медико-социальную организацию.

Наиболее частой причиной направления в другую медицинскую организацию является необходимость проведения индивидуальных занятий с ребенком. Основной организационной формой логопедической помощи детям в Центре является групповая форма.

Узнать решение комиссии

На основании заключений специалистов Центра (логопеда, психиатра, невролога) Отборочная комиссия выносит решение о возможности и целесообразности лечения ребенка в Центре.

Порядок формирования Детских групп

Если решением Комиссии Вашему ребенку рекомендовано лечение в нашем Центре, просим принять во внимание, что сроки зачисления на курс занятий зависят не только от очерёдности обращения в Центр.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП:

  • При первичном обращении однократным правом внеочередного получения помощи пользуются инвалиды детства, дети из многодетных семей.
  • Скорость набора в группы зависит от:
    • возраста ребенка
    • уровня его речевого развития
    • вида нарушения речи
    • степени тяжести расстройств и наличия сопутствующих факторов (особенностей внимания, работоспособности, поведения и эмоциональной сферы)
    • класса обучения и образовательного маршрута (для школьников).

    Когда
    вызывают на лечение?

    За месяц до планируемой даты госпитализации по указанному Вами телефону с Вами свяжется сотрудник Центра для выдачи направления (талона) на госпитализацию.

    В случае отказа от госпитализации в предложенную дату или неявки на госпитализацию пациенты могут быть вновь зачислены только после повторного обследования у специалистов КДО и прохождения Отборочной комиссии.
    — Заявление об отказе от госпитализации

    Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами и документами регламентирующими Ваше пребывание в Центре при прохождении лечения:

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector