You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симптомы болезни — нарушения речи у ребенка

Симптомы болезни — нарушения речи у ребенка

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, снижением познавательных интересов.

Причины возникновения:

  • любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств,
  • родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др.
  • угрозы выкидыша, иммунологическая несовместимость (по резус-фактору),
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение,
  • перенесенные матерью инфекции во время беременности, действие лекарств в этот период,
  • пищевые отравления будущей матери, принятие ею алкоголя, наркотиков, курение,
  • травмы, ушибы в области живота.

В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Гиперактивный тип проявляется значительно чаще.

Детский церебральный паралич: вкратце обо всем

ДЦП - вкратце обо всем

Детский церебральный паралич или ДЦП — это комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку. Слово «церебральный» указывает на состояние, касающейся головного мозга, а «паралич» означает «слабость», трудности с контролем мышц.

Церебральный паралич развивается вследствие нарушения нормального развития центральной нервной системы или повреждения головного мозга, что влияет на способность контролировать свои мышцы. Проявления заболевания разнообразны, и соответствуют тяжести состояния ребенка с ДЦП: от потребности в посторонней помощи в течение всей жизни, к способности ходить, используя специальные средства, или даже полностью самостоятельно.

Детский церебральный паралич (ДЦП) не прогрессирует со временем, однако, отдельные симптомы могут меняться в течение жизни: если не проводить лечение ребенка с ДЦП, сокращение мышц и мышечная "жесткость" могут усилиться.

Во всех случаях детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется двигательными нарушениями. Во многих также развиваются сопутствующие патологические состояния: судороги, проблемы со слухом, зрением, речью, умственная отсталость и др. Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из наиболее частых причин инвалидности в детском возрасте: распространение в Украине и Европе составляет 2-3 на 1000 живых новорожденных, а среди глубоко недоношенных детей достигает 40-100 на 1000 живых новорожденных.

Формы ДЦП

Выделяют четыре основных формы ДЦП в зависимости от нарушений мышечного тонуса:

1. Спастическая форма — напряженные мышцы. Спастический церебральный паралич является наиболее распространенным, и составляет 80% всех случаев. Тонус мышц повышен, они постоянно находятся в состоянии сокращения, что затрудняет деятельность.

2. Атактическая форма — нарушение равновесия и координации. Дети с атактической формой церебрального паралича испытывают трудности с равновесием и координацией. Это проявляется проблемами при ходьбе, а также при быстром движении, или действии, что требует концентрации и контроля (например, письмо).

3. Дискинетическая форма — неконтролируемая двигательная деятельность. При дискинетическом ДЦП наблюдаются неконтролируемые движения рук или ног; они могут быть как медленные и гибкие, так и быстрые и порывистые. Обычно, это создает тяжесть для двигательной деятельности детей, прежде всего они испытывают трудности с сиденьем и ходьбой. Иногда поражаются мышцы лица и язык, что приводит к проблемам с глотанием и речью. Одним из подтипов этой формы ДЦП является дистонический. К его проявлениям относится непостоянство тонуса мышц, когда период полного расслабления сменяется периодом сильного напряжения. Изменения могут происходить как раз в несколько дней, так и несколько раз в день.

Читать еще:  Волдыри: основные сведения

4. Смешанная форма — невозможно выделить признаки только одной формы ДЦП, что больше преобладает , зато проявляются симптомы различных типов одновременно. Частым сочетанием является спастически-дискинетический тип.

Также ДЦП классифицируют по следующим признакам:

— Относительно пораженных частей тела:

• Гемиплегия (поражение одной половины тела — правой или левой).

• Диплегия (паралич, поражающий обе половины тела, но в большей степени ноги).

• Тетраплегия (поражение рук и ног).

— Н арушения движения:

• Используется система классификации моторных функций Gross Motor Function Classification System (GMFCS).

Факторы риска и причины развития детского церебрального паралича

ДЦП возникает в результате поражения нервной системы ребенка — внутриутробного (80% случаев), или после рождения (20%). В силу действия различных факторов происходит поражение головного мозга ребенка, в частности, участков, отвечающих за движение.

Ни один из перечисленных факторов не обязательно приводит к появлению заболевания, однако их наличие повышает риск возникновения ДЦП.

К наиболее распространенным относятся следующие факторы риска:

• Недоношенность и низкая масса тела новорожденного ребенка;

• Гипоксия ребенка внутриутробно, во время или сразу после рождения

• Инфекционные поражения мозга ребенка;

• Расстройства системы свертывания крови ребенка;

• Повреждение головного мозга ребенка из-за травмы или кровоизлияние в мозг;

• Вирусные и инфекционные заболевания матери и плода во время беременности;

• Заболевания щитовидной железы у матери

• Влияние химических веществ и вредных привычек при беременности (в том числе, профессиональные вредности, курение, употребление наркотиков)

• Гемолитическая болезнь у новорожденного;

• Осложнения при беременности и родах (более редкая причина ДЦП, чем принято считать. К ним относятся от 5 до 10% случаев).

Симптомы ДЦП

Иногда симптомы ДЦП можно обнаружить сразу при рождении, а именно во время того, когда врач осматривает ребенка и оценивает ее состояние, но чаще всего диагноз устанавливают только в возрасте одного-двух лет. Детский церебральный паралич может сопровождаться симптомами, которые очень различаются у больных в зависимости от типа заболевания.

Главный признак, который может натолкнуть на мысль об угрозе возникновения ДЦП, являются двигательные нарушения, проявляющиеся в период развития ребенка (особенно учитываются такие важные навыки, как умение держать голову, переворачиваться со спины на живот, сидеть, ползать, стоять и ходить ).

К симптомам можно отнести:

• Изменения мышечного тонуса от полного расслабления до сильного напряжения.

• Сильное напряжение мышц + повышенные рефлексы (спастика) — часто в виде изгиба тела ребенка в одну сторону, асимметричное положение конечностей.

• Нарушение координации движений (атаксия).

• Медленные, гибкие движения (атетоз).

• Тремор или неконтролируемые беспорядочные движения.

• Дети выражают беспричинное беспокойство или вялость.

Вторичными проявлениями бывают:

• Расстройства сосания, глотания, слюнотечение.

• Задержка в развитии речи.

• Нарушение зрения, слуха.

Больше о симптомах церебрального паралича в этой статье: Симптомы детского церебрального паралича

Как лечат детский церебральный паралич?

Существует много методов консервативной и альтернативной медицины, используемых для лечения больных с церебральными параличами. Сегодня невозможно этих пациентов вылечить полностью, однако уже существуют схемы лечения, которые направлены на развитие функций, которых не хватает для возможности вести как можно более полноценную жизнь:

— Кинезиотерапия (массаж, лечебная физкультура).

— Авторские комплексные интегральные методы реабилитации.

• Методика К.А. Семеновой.

• Концепция К. и Б. Бобат.

• Метод В. Войта и другие.

— Медикаментозное лечение (препараты ботулотоксина А, центральные миорелаксанты).

— Сенсорная интеграция, сенсорная комната.

— Средства ортопедической коррекции этапное гипсование, ортезирование, ортопедическая обувь, шины по показаниям.

— Хирургическое лечение (удлинение сухожилий, уменьшение тонуса пораженных мышц). — Иппотерапия, акватерапия в специализированных центрах и бассейнах.

Читать еще:  Муж страдает порноманией

— Технические устройства медицинской реабилитации.

У детей раннего возраста высокий потенциал головного мозга к регенерации, а потому лечение ДЦП необходимо начинать как можно раньше. Только синергия усилий многопрофильной команды специалистов различных областей медицины, реабилитологии и психологии способна максимизировать эффект от лечения и помочь достичь его максимальных результатов. Бесспорно, это тяжелая, комплексная и, что важно, высокоспециализированная работа, однако ни на минуту нельзя забывать, что главная цель лечения больных с ДЦП — не только улучшение самочувствия или адаптация к требованиям нашего времени, но и существенное повышение качества их жизни.

График обязательного посещения невролога

Детский невролог должен осматривать новорожденного раз в 3 месяца в первый год его жизни. Специалист оценивает темпы развития ребенка и корректирует при необходимости график прививок. Последующие приемы проходят в важные этапы формирования психики ребенка:

  • 4-5 лет;
  • 7 лет;
  • 13-14 лет.

Осмотр невролога рекомендуется проводить хотя бы раз в год в течение всей жизни ребенка. На осмотре врач проверяет эмоциональные и двигательные функции ребенка, а также отслеживает психоэмоциональное состояние матери. Нередко проблемы нервной системы детей связаны с беспокойным поведением родителей.

Трехлетний возраст ребенка считается важным и опасным в вопросе формирования нервной системы. В этот период у детей появляются первые невротические состояния:

  • навязчивые страхи;
  • нарушения сна
  • навязчивые движения (нетипичное моргание, всхлипывание, вздохи и прочее).

Подобные проблемы часто связаны с неправильным общением родителей и ребенка, невролог может вовремя выявить и скорректировать данную проблему.

В клинике «Сердолик» в Новосибирске вы сможете выбрать опытного детского невролога, который сможет исключить патологию или не допустить ее развития.

Осложнения

Адентия приводит к разнообразным физическим и эстетическим осложнениям:

  • в зоне отсутствия зуба ненагружаемая кость постепенно атрофируется;
  • лицо может становиться ассиметричным, нарушается смыкание губ, углубляются подбородочные и носогубные складки. Зачастую меняется положение уголков рта, они начинают западать;
  • происходит недоразвитие челюстей. Оно выражается тем сильнее, чем больше зубов отсутствует, появляются различные зубочелюстные деформации;
  • при множественной адентии нижней челюсти наблюдается ее сильный выступ, глубокий прикус;
  • при аномалиях верхней челюсти нижний зубной ряд начинает перекрывать верхний;

Недоразвитие челюстей наблюдается не во всех случаях, и далеко не у всех детей и взрослых оно выражается одинаково. Однако во всех случаях адентия приводит к негативным изменениям внешности.

При полной или множественной адентии неправильно формируется прикус, нарушается функция ротового пищеварения. Пища плохо измельчается, и больной вынужден отказываться от многих вкусных блюд. Не стоит забывать и о том, что при этой патологии у человека снижается самооценка, он начинает переживать из-за того, что внешне выглядит непривлекательно, замыкается в себе и реже идет на контакт с людьми.

За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.

Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.

Читать еще:  Можно ли геморрой спутать с раком?

В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин. Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период. Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.

Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.

Методы лечения адентии

адентия

После обследования пациенту предлагают индивидуальной вид лечения. Он зависит от количества утраченных зубов и состояния челюсти. Основные методы:

  1. Имплантация
  2. Протезирование.

Можно также использовать съемные или несъемные ортопедические конструкции. Оптимальный вариант подбирается совместно с врачом, учитывая результат рентгенологического исследования. Для полного восстановления зубного ряда требуется провести полную санацию здоровых оставшихся зубов. Иногда для установки импланта требуется хирургическое удаление зубных единиц.

Наиболее оптимальным и комфортным при частичной форме адентии считается имплантация с последующей установкой коронок.

Если, по состоянию здоровья, установка имплантов противопоказана, то применяется съемное протезирование. Протезы изготавливаются под заказ по индивидуальной форме и размеру.

Съемные конструкции бывают полные и частичные. Подбор протеза зависит от клинической ситуации, личных пожеланий пациента и его финансовых возможностей.

Адентия у детей: особенности лечения

Восстановление зубного ряда у детей должно проводиться только опытным и грамотным врачом, так как челюсть у ребенка еще формируется.

Важно! Лечение должно быть направлено на стимуляцию прорезывания собственных зубов (при наличии зубных зачатков), а также на предотвращение деформации костной ткани челюсти.

Если рентгенограмма выявляет наличие зачатков, то задача стоматолога «помочь» зубу. Для этого ставится специальная силиконовая конструкция, которая помогает формированию правильного прикуса, и она не позволяет соседним зубам смещаться. Иногда врач может порекомендовать установку вытягивающей пластины.

Если возможность появления собственных зубов отсутствует, детям рекомендовано протезирование. Но только съемное, так как челюсть растет, и конструкции будут требовать постоянной коррекции. С 4–5 лет могут применяться пластиночные протезы. После окончательного формирования челюстной кости временный про тез заменяется на постоянную конструкцию или ставятся импланты.

Важное условие лечения детской адентии – постоянное наблюдение и контроль со стороны лечащего врача. Это позволит своевременно обнаружить нарушения в развитии челюсти и вовремя провести коррекцию лечения.

Профилактика и программы лечения афазии в клинике «Хадасса»

Профилактические рекомендации направлены на облегчение работы с афазиками:

  1. Проявлять терпение, говорить медленно, использовать простые фразы, делать больше пауз.
  2. Можно подчеркивать разговор мимикой и жестами.
  3. Не следует часто исправлять языковые ошибки, это усиливает страх афазиков.
  4. Больным трудно сосредоточиться на нескольких вещах одновременно, поэтому следует устранить отвлекающие источники шума.

Диагностика и лечение афазии проводится в клинике «Хадасса» в Москве. Опытные неврологи медицинского центра определят причины болезни и подберут эффективные методы лечения, направленные на устранение нарушений и исправление дефектов речи. Специалисты имеют большой практический опыт работы с афазиками и знают все нюансы данного заболевания. Запись на прием к врачу ведется по тел.: +7 499 588-86-19.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector