You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

К основным признакам СДВГ относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Есть еще ряд специфических неврологических показателей, но это уже поле деятельности для специалистов-медиков. А наш разговор пойдет о тех вещах, на которые могут и должны обратить внимание родители.

Признаки нарушения внимания:
  • ребенок не может сосредоточиться, легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • плохо удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • не может довести до конца поставленную задачу;
  • слушает, но кажется, что не слышит;
  • плохо организован, забывчив;
  • часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома;
Гиперактивность:
  • ребенок суетлив;
  • много и нецеленаправленно двигается — бегает, крутится, ерзает на своем месте;
  • не может спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
  • всегда нацелен на движение, ведет себя как perpetuum mobile;
Импульсивность:
  • ребенок выкрикивает ответ, не подумав и даже не дослушав вопрос;
  • без разрешения встает со своего места на занятиях;
  • перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых;
  • не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий;
  • может совершать необдуманные поступки.

Наряду с гиперактивностью у детей с СДВГ бывают координаторные нарушения, сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навыков рисования и письма — то есть при выполнении тех действий, которые врачи называют мелкой моторикой. Однако не следует думать о диагностике СДВГ, если у вашего ребенка проблемы только со шнуровкой ботинок. Для этого диагноза необходимо наличие не менее 6 вышеперечисленных признаков хотя бы в одной сфере, сохраняющихся на протяжении 6 месяцев. Кроме того, признаки расстройства проявляются до достижения ребенком 7 лет и наблюдаются не только дома, но и, например, в гостях у друзей или в детском саду.

Причины СДВГ

Почему возникает СДВГ, точно не знает никто. Факторами риска в данном случае являются неблагоприятное протекание второй половины беременности, родов и первых 20 недели жизни ребенка. Это период активного созревания центральной нервной системы и ее повышенной чувствительности к агрессивному воздействию. Западные специалисты также уделяют большое внимание наследственности. Если кто-то из вашей семьи уже страдает этим синдромом, к «шилу в попе» у ребенка следует отнестись с удвоенным вниманием.

Работа с детьми с СДВГ

Вы внимательно наблюдали за малышом, пытаясь подобрать занятие, подходящее его интересам и темпераменту, но ваши терпеливые поиски потерпели полное фиаско. Он не достраивает пирамидку, через пять минут бросает пазл и, насыпав песок в ведро, забывает, что собирался сделать куличик. Короче говоря, вы все же пришли к выводу, что СДВГ — это ваша история. Что делать для коррекции СДВГ? Обращаться к врачам — неврологу и психологу. Если диагноз подтвердится, то эти люди — ваши главные помощники на несколько лет. Официальный диагноз выставляют врачи, но, как ни странно, они очень редко видят истинные проявления СДВГ, поскольку не имеют возможности наблюдать ребенка достаточно долго.

Консультация психолога нужна в обязательном порядке, чтобы отличить СДВГ от нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активности, от проявлений особенностей темперамента или реакции ребенка на психологическую травму.

К сожалению, зачастую врачам самым легким кажется лекарственный вариант коррекции СДВГ. На самом же деле в большинстве случаев залогом успеха являются забота и труд родителей. Вам придется запастись терпением и строго следовать определенным рекомендациям:

  • установите постоянную связь с психологом и наладьте контакты с педагогами в том детском учреждении, которое посещает ваш ребенок. Психолог будет курировать вас, а вот педагогов, скорее всего, придется курировать уже вам самим;
  • отправьте ребенка заниматься спортом. Хорошо подойдут бег на длинные дистанции, лыжи, плавание, езда на велосипеде и туризм. Избегайте переутомления и тех видов спорта, где сильно выражен эмоциональный компонент или статические силовые нагрузки;
  • у ребенка должен быть щадящий режим обучения: минимальное количество детей в группе, меньшая продолжительность занятий, постоянный контакт с педагогом, преобладание методов вознаграждения и поддержки. Дисциплина необходима, но в сочетании с наградой за успехи, а не наказанием за промахи.

Самые распространенные вопросы

А существует ли СДВГ на самом деле? Существует. И у «добрых западных эскулапов» есть свои критерии постановки данного диагноза, которые мало отличаются от отечественных.

СДВГ — это признак умственных нарушений? Нет, нет и нет! СДВГ — диагноз, не имеющий никакого отношения к интеллектуальной неполноценности. Ваши дети по-прежнему сообразительны и талантливы! Схожая симптоматика может быть у пациентов с различными психиатрическими заболеваниями, но тогда речь уже идет не о СДВГ. Так что не давайте себя в обиду. Ваш ребенок с «трудным стартом», но с хорошим потенциалом.

А что будет, если не корректировать? По мере взросления примерно у половины гиперактивных детей проявления СДВГ ослабевают. Чаще всего это происходит в период пубертата. У остальных нарушения внимания и импульсивность сохраняются вплоть до взрослого возраста. Высокая активность и оппозиционное поведение позволяют некоторым достичь больших успехов в тех сферах деятельности, где эти особенности являются скорее достоинствами, чем недостатками: политика, шоу-бизнес, журналистика. Но чаще всего мы видим агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. Во взрослом возрасте — безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии.

Читать еще:  Как улучшить кровообращение мозга?

Причины СДВГ у подростков

Причин СДВГ несколько, они связаны с изменениями объемов отдела коры головного мозга. К основным причинам относят:

  • наследственность;
  • образ жизни матери во время вынашивания малыша.

Если ребенок генетически расположен к СДВГ, с такими проблемами сталкивались близкие родственники, не исключено, что заболевание передастся ему по наследству.

Зависят СДВГ симптомы у подростков и от поведения матери во время беременности. Если она часто переносила стрессы во время вынашивания малыша, принимала в большом количестве спиртные напитки, курила, вела неправильный образ жизни, рацион ее состоял из вредных продуктов, при поучении недостаточного количества витамин, минералов – все это скажется на ребенке. Как результат – развитие СДВГ.

Среди причин нужно выделить травмы и инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни. Примите во внимание! В детском возрасте распознать симптоматику удается не всегда, проявления заболевания могут начаться в подростковом возрасте после полового созревания.

Когда следует обратиться к врачу

При проявлении симптоматики (особенно если это комплексное проявление) нужно обратиться к врачу-психиатру либо к неврологу.

Также записаться на прием к специалисту нужно и в таких случаях:

  • высокий уровень интеллекта – низкий уровень успеваемости в школе;
  • оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • кондуктивное расстройство;
  • другие расстройства психики, нервной системы.

Поставить диагноз может только квалифицированный доктор, он проведет диагностику, назначит лечение.

Лечение СДВГ у подростков

Как лечить СДВГ у подростков, знают доктора АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга). Есть родители, которые при проявлении первых признаков не обращают на это внимание, даже при усугублении ситуации считают, что это пройдет с возрастом. Примите во внимание! С возрастом проблема может исчезнуть частично, ребенок научится себя контролировать, но полностью заболевание не исчезнет. Если вы хотите, что бы ребенок вписался в социум, помогите ему, не откладывайте лечение. Специалисты АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) выступают за комплексный подход. Только так можно избавиться от заболевания. Комплекс состоит из психологического воздействия, воспитательно-коррекционного, медикаментозного. Медицинские препараты направлены на стимулирование головного мозга, психологические меры помогают ребенку научиться контролировать свои порывы агрессии. Также лечение направлено на улучшение памяти, внимательности.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам Adult ADHD :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Похожие статьи

Воспитание ребенка младшего школьного возраста.

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и

По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это комплексное хроническое расстройство мозговых.

Гиперактивные дети и работа с ними | Статья в журнале.

— изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

действие, ребенок, произвольное поведение, дошкольный возраст, речевое общение, речь, поведение, том, дидактическая игра, младший дошкольный возраст.

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и всегда — до 7 лет.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита.

Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В связи с тем, что психологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности носят системный.

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом. По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, поведения и развития.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым

Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им

Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и.

Причины развития синдрома дефицита внимания. | «Молодой

В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше.

Читать еще:  Симптомы болезни — боли в критические дни

Исходя из теорий избыточности, дети с СДВГ получают чрезмерную стимуляцию, так как не в состоянии избирательно «отфильтровать».

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму.

Популярные вопросы и ответы

Чем полезен спорт при СДВГ?

Необходимо ли обращаться к психологу при СДВГ?

Какие есть мифы о СДВГ?

Первый миф — СДВГ нарушает восприятие. Восприятие у деток, страдающих СДВГ, обостренное. У них как раз проблема в том, что они воспринимают все. И как раз «прыгание» мыслей зависит от того, что они воспринимают. Это могут быть визуальные образы – картинки, люди, ситуации. Точно также на аудиоканале: ребенок будет слышать звуки, неважно, какие: голос за окном, шум из соседней квартиры. И на все это он будет реагировать очень быстро и, естественно, с любопытством. Миф, что восприятие нарушается, не совсем верен. Восприятие имеет характерную особенность неудержания, то есть в зависимости от того, что попадает на сенсорный канал, ребенок очень быстро реагирует. Поэтому восприятие характеризуется некой неустойчивостью. Если, допустим, ребенок начальной школы сидит на уроке, он не может воспринимать обучающий материал с точки зрения своей нетерпеливости. Ему сложно усидеть длительное время на одном месте и воспринимать одну и ту же информацию. У него восприятие беглое, реактивное, поэтому в этом случае любые отвлекающие моменты будут отражаться на восприятии. Но восприятие как психический процесс – сохранно. Неустойчиво, но сохранно.

Второй миф – дети с СДВГ имеют отклонения в понимании. При нейропсихологическом обследовании ребенка, который имеет СДВГ, необходимо провести уровень развития интеллектуальных способностей, уровень развития мышления. Мышление тоже бывает разных видов – у деток постарше абстрактное, логическое, есть аналитика, есть логика. Поэтому мышление само по себе как IQ лишь говорит об уровне мыслительных процессов. А вот в зависимости от того, какое мышление преобладает – это уже индивидуальные особенности. Например, у нас есть дети, обладающие творческим мышлением, они имеют более богатое воображение. Если мы рассматриваем техническую направленность, то она проявляется у ребенка любого возраста в виде каких-то склонностей, интересов. Поэтому в данном случае, если мы говорим о нарушении понимания, как о мифе СДВГ, в первую очередь надо говорить о том, насколько развит интеллект. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности все прекрасно понимают. Вопрос в другом – они не могут выполнять. Например, когда родитель или педагог дает какое-то задание, детям сложно сосредоточиться. И когда родители обращаются с запросом, что ребенок их не понимает, я всегда стараюсь переубедить родителей, проведя предварительное обследование и понимая, на каком уровне развития находится интеллектуальное развитие мышления, в том, что ребенок их понимает, ему просто сложно выполнять такое задание в силу определенных специфических нейронных связей, которые характерны для детей СДВГ.

Третий миф – дети с СДВГ не больные, а разбалованные. СДВГ – это психическое расстройство, и дети с СДВГ наблюдаются у детского психиатра, в том числе принимая фармакологическое лечение. Здесь имеет место перегрузка эмоциональной сферы.

Четвертый миф – чтобы успокоить ребенка, нужен ремень. Физическое насилие данной проблемы не решит. Как говорилось ранее, дети с СДВГ очень агрессивны, и они на все варианты давления и ограничения воспринимают очень обостренно, на любое давление они будут реагировать сопротивлением.

Пятый миф – таким детям не место в нормальной школе. Здесь нужно ответить с точки зрения статистики. Если ребенок с СВДГ в классе один среди 15 человек, то педагог должен с ним справиться. Но если таких детей в процентном соотношении более чем треть, педагог может просто не справиться, потому что будут драки, ссоры, каждый будет пытаться привлечь внимание к себе. Такие дети, обладая уровнем интеллекта на уровне средней статистической нормы по возрастным критериям, имеют полное право заниматься на равных с такими детками, как и он. Если помещать детей с СДВГ в отдельный класс, их должно быть не более пяти.

Шестой миф – дети смотрят телевизор, сидят в гаджетах и поэтому становятся агрессивными. На самом деле ни телевидение, ни компьютерные игры СДВГ не порождают, но необходимо уточнить, что если у ребенка есть СДВГ, нужно снижать нагрузку со стороны компьютерных игр, ТВ. Потому что когда ребенок воспринимается с экрана что-то яркое и событийное, он будет реагировать очень ярко и бурно, вплоть до агрессии.

Седьмой миф – у детей, имеющих СДВГ, низкий интеллектуальный уровень развития. Этот миф касается педагогов. Почти все педагоги считают детей с СДВГ детьми с низким интеллектуальным уровнем развития. Это совершенно не так. Прежде чем делать такие выводы, нужно провести нейропсихологическое обследование, его результаты уже скажут об уровне развития интеллекта.

Диагностика СДВГ

диагностика сдвг

Диагностика СДВГ у младших школьников включает:

  • проведение целенаправленного опроса родителей;
  • сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
  • изучение медицинской карты;
  • тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
  • выявление нарушений зрения и слуха.
Читать еще:  Функция вестибулярного анализатора

Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.

Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна, но выделяют ряд факторов, которые оказывают влияние на проявление данного синдрома:

  • СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству (40% до 75% случаев болезни). В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения.
  • Патология беременности и родов также выступает одной из причин СДВГ (токсикоз беременности, угрозы прерывания, гипоксия плода, курение матери, внутриутробные инфекции, недоношенность, асфиксия при родах и т.д.).
  • Травмы головного мозга и токсическое поражение мозга (вследствие энцефалита, менингита и т.д.) в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
  • К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери.

Исследование данного заболевания подтвердило факт дефицита, определенный веществ (дофамина, норадреналина) в некоторых областях головного мозга.

Диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности можно установить не ранее 6 лет. Характерные симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и должны присутствовать не менее полугода.

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра).

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

  • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
  • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
  • часто нарушена организация заданий и деятельности;
  • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  • часто легко отвлекается на внешние стимулы;
  • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

  • часто беспокойно двигает руками или ногами, или ерзает на месте;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность (требуется не менее одного признака):

  • часто отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь;
  • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Диагноз устанавливается на основании характерных жалоб (родителей) и регистрации признаков имеющихся нарушений.

Важно правильно диагностировать данное заболевание и не путать его с физиологическими этапами в развитии у ребенка.

Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Обязательным является прохождение серии исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция данного заболевания у ребенка предполагает медикаментозную и немедикаментозную терапию.
В первом случае это препараты, которые назначаются врачом неврологом, для коррекции дисфункций в работе головного мозга.
При немедикаментозной терапии используется комплексный подход, который включает работу нескольких специалистов: нейропсихолога, психолога, логопеда (коррекция речевых нарушений), массажиста – остеопата (коррекция последствий родовых повреждений шейного отдела позвоночника и восстановление кровообращения головного мозга).

Набор специалистов может быть расширен в зависимости от сопутствующих симптомов. Одним из методов немедикаментозной терапии при СДВГ зарекомендовала себя БОС-терапия (при помощи биологической обратной связи).

Весь комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector