You-gen.ru

Здоровье и медицина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как избавиться от навязчивых мыслей в голове: 5 шагов к свободе

Как избавиться от навязчивых мыслей в голове: 5 шагов к свободе

Каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с навязчивыми мыслями. Они крутятся в голове, как правило, негативные, и совершенно не желают пропадать. Чем больше мы пытаемся их прогнать или отвлечься, тем сильнее и ярче они становятся. Люди с тревожно-мнительным характером, особенно перфекционисты, больше других склонны к появлению таких мыслей. В статье мы подробно разберём эту тему и узнаем, как избавиться от навязчивых мыслей в голове.

Садисты и психопаты

Тот, кто получает удовольствие от унижения другого и причинения боли другому, — садист. Садисты ощущают боль другого человека больше других и наслаждаются этим — по крайней мере, до тех пор, пока эта боль длится. После чего могут чувствовать себя скверно.

В общественном сознании садизм ассоциируется с убийцами и палачами, теми, кто пытает. Однако есть куда менее экстремальный, но гораздо более распространенный вид садизма — бытовой садизм.

Автор фото, Getty Images

Большинство из нас откажется от сознательного причинения боли другому человеку — прежде всего потому, что раня других, мы частично разделяем их боль

Бытовые садисты испытывают удовольствие от причинения страдания другим или от наблюдения за тем, как те страдают. Обычно им нравятся жестокие фильмы, они в восторге от драк, им интересны пытки. Таких людей мало — но не настолько, чтобы их не замечать. Около 6% опрошенных студентов признались, что получают удовольствие от причинения боли другим.

Бытовой садизм может принимать формы интернет-троллинга или травли одноклассника. Бытовых садистов тянет играть в компьютерные игры, полные насилия. А в ролевых компьютерных онлайн-играх такие люди обычно бывают "гриферами" — вредителями, пакостниками, которые портят другим игровой процесс без всякой пользы для себя.

В отличие от садистов психопаты причиняют страдания другим не потому, что получают от этого удовольствие (хотя могут и получать), а потому, что чего-то хотят. Если причинение боли другому поможет достигнуть цели, то, значит, так тому и быть.

Психопаты так поступают, потому что с меньшей вероятностью чувствуют жалость, угрызения совести или страх. Они могут понимать, что при этом чувствуют другие, но это их не трогает.

И это очень опасный набор качеств. В течение тысячелетий человечество приручало себя. В результате многим из нас трудно причинить боль другому человеку. Тех, кто пытает или убивает, воспоминания об этом преследуют всю жизнь. И тем не менее психопатия — это мощный прогностический параметр для будущих случаев неспровоцированного насилия.

Автор фото, Getty Images

Некоторые ученые считают, что обладание чертами садиста помогает людям добиться влияния, прорваться к власти

Нам следует понимать, когда мы сталкиваемся с психопатом. Вывод об этом можно сделать, наблюдая за выражением лица человека или коротко пообщавшись с ним.

К несчастью, психопаты знают это и очень стараются замаскироваться, произвести на вас первое хорошее впечатление.

Благо, у большинства людей нет психопатических черт характера. Только 0.5% можно признать психопатами. При этом среди заключенных таковых около 8% среди мужчин и 2% среди женщин.

Но не все психопаты опасны. Антисоциальные психопаты могут стремиться к острым ощущениям от наркотиков или опасных видов деятельности. Просоциальные психопаты могут действовать в интересах общества, получая удовольствие от погони за новыми идеями.

Как изобретения, инновации изменяют наше общество, так и просоциальные психопаты могут изменять мир для всех нас. Как в лучшую, так и в худшую сторону.

В чем причина ОКР

В основе ОКР всегда лежат тревоги и страх. Человек не справляется с этим состоянием и спасается навязчивыми действиями, думая, что может так что-то контролировать.

У людей с обсессивно-компульсивным расстройством можно выявить много схожего. Например, страх неудачи, боязнь с чем-то не справиться и возникающее из-за этого большое чувство вины. Конечно же, нерациональной вины. Такие люди часто хотят быть идеальным для всех и во всем. Вытекающий из этого стыд, непринятие себя такими, какие они есть, ведут к подобную расстройству. Часто это перфекционисты, которым важно соблюдать рамки нормативности. И выход за эти рамки вызывает страх.

Как понять, что пора к врачу

Обратитесь к специалисту, если:

  • Вас часто посещают неприятные, тревожные мысли, от которых невозможно избавиться силой воли.
  • Обдумывание таких мыслей занимает массу времени и серьёзно мешает вашей работоспособности, общению и отдыху. Обычная жизнь отходит на второй план.
  • Зачастую мысли кажутся вам нелепыми или опасными, о них неловко рассказать близким.
  • Вы вынуждены производить странные повторяющиеся действия, чтобы хотя бы на время почувствовать облегчение от тягостных переживаний.

Это не ОКР, если:

  • Вы полдня напеваете одну и ту же песенку. Этот феномен получил название «ушной червь». Часто срабатывает принцип свободных ассоциаций: мы ищем потерянную вещь, а в мозгу всплывает «Искала» Земфиры.
  • Верите в приметы или соблюдаете религиозные правила. Простейшие ритуалы, с которыми связана вера во что-либо сверхъестественное, непостижимое, помогают избавиться от тревоги и нервного напряжения. Особенно это актуально для мнительных людей. Плюнул три раза через плечо — и можно переходить дорогу вслед за чёрной кошкой, и на душе спокойно.
  • Раскладываете всё по полочкам, так как любите порядок во всём. Если вы не проводите за этим занятием дни напролёт, то вас просто воспитали аккуратистом. Или перфекционистом.
  • Какое-то событие сильно задело и расстроило вас, и вы думаете о нём уже несколько дней. Для человека нормально переживать стрессовую ситуацию некоторое время. Постепенно острота ощущений снижается и жизнь возвращается в прежнее русло.
Читать еще:  Эфирное масло бензоина

Что такое моральный вред?

Моральный вред – это физические или нравственные страдания, которые испытывает человек из-за нарушения его прав (причинения вреда здоровью, ущерба деловой репутации, нарушения неприкосновенности частной жизни, прав потребителя, авторских прав и т.п.). Компенсация морального вреда – выплата за душевные переживания человека, например за боль при потере близкого человека в ДТП.

Нельзя путать моральный и имущественный вред. Во втором случае речь идет об убытках, которые понес человек. Возмещение имущественного вреда – это, например, выплата утраченного из-за производственной травмы заработка или стоимости товара при защите прав потребителя.

Уровень агрессии

Например, в лицее «Держава» существует так называемая «группа риска» — в нее входят ребята, у которых есть проблемы со сверстниками, дома или просто личные переживания. Как рассказывает лицейский психолог Елена Воропаева, часто дети сами стучатся в их дверь. Или психологам дают сигнал учителя. И третий вариант — за помощью обращаются родители.

Психологические тесты
помогают понять внутренее
состояние ребенка

Поколение TikTok

Какие они, современные дети? По словам педагога-психолога 17-й школы Дины Костогрызовой, они обладают меньшими навыками общения, чем нынешние взрослые. Всему виной — гаджеты. «Даже конфликты они переживают онлайн, а это гораздо проще, чем в реальной жизни — достаточно просто выйти из чата», — говорит педагог. А Елена Воропаева при этом отмечает, что другие сегодня не только дети, но и родители: «Они не общаются с детьми. Каждый — в своем углу, со своим гаджетом. Из-за этого дети не чувствуют собственной значимости и безопасности. Появляется ощущение отверженности, которое вызывает душевную боль. И чтобы с ней справиться, дети начинают причинять себе боль физическую».

По словам директора лицея «Держава» Оксаны Копыловой, участились случаи, когда дети наносят себе вред — например, делают порезы на руках. Но курс может измениться и в сторону других людей, как это было недавно в Пермском крае и Казани, говорят специалисты.

«Базовое чувство безопасности рождается и формируется в самом раннем детском возрасте. Потом у ребенка появляется страх смерти, но он знает, что родители его оберегают. Но если чувство безопасности не формируется, что нередко мы видим сегодня, состояние страха усиливается и постоянно поддерживается. Живя в этом страхе, ребенок разгоняет его до таких пределов, что появляются мысли: «Лучше я что-то сделаю кому-то, зато сам останусь в безопасности». Напряжение внутреннего страха снимается агрессией. При этом ребенок думает, что он один, что ему не к кому обратиться, его никто не понимает, никто не слышит», — рассказывает Елена Воропаева.

Когда мамина слезинка — это страшнее, чем отключенный интернет

Что же делать, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и не остался один на один со своими переживаниями?

«Во-первых, родителям нужно стать родителями, взрослыми. Мы сейчас перешли к тому, что ребенок стоит во главе угла, на вершине, а родители исполняют его желания. Нужно поменяться местами и снова стать с ним взрослым. И тогда ребенок будет понимать, что этот взрослый сильнее, он способен защитить», — объясняет Елена Викторовна.

«Конечно, главное — это любовь, ее никто не отменял, — отмечает Дина Костогрызова. — Родители должны обнимать детей — не меньше двенадцати раз в день, играть, печь вместе пироги, гулять, разговаривать. И разговоры эти не должны ограничиваться вопросом: что ты получил в школе? Нужно искренне интересоваться жизнью ребенка, его мыслями, чувствами, переживаниями».

«Самые частые слова, которые говорят родители, у которых проблемы с ребенком: «Он нас не слышит». Чтобы ребенок вас слышал, к этому нужно идти с маминого животика, — рассказывает педагог социально-психологической службы 17-й школы Наталья Попова. — Наказания по типу «отобрать гаджет» не работают — это внешняя мотивация. Гораздо важнее внутренняя — «Не дай бог, я огорчу маму». Когда мамина слезинка гораздо страшнее, чем отключенный до конца года интернет. Чтобы у ребенка это было, ему с детства нужно говорить и о своих эмоциях — что вас расстраивает, что волнует».

Специалисты упомянули и соцсети. В сегодняшних реалиях родители должны их мониторить, это факт. «Идеальная форма, когда родитель наблюдает, а ребенок об этом не подозревает, — говорит Наталья Попова. — Но могут быть и доверительные отношения, когда ребенок добавляет вас в друзья. Правда, нужно иметь холодную голову и не уличать его каждый раз, когда вам не понравится то, что он написал или сделал. Если он так говорит, значит, он уже так думает, и надо научиться с этим жить. А обсуждать что-то, только выбирая иносказательную форму».

Главное — семья. А школа — в помощь

Несмотря на колоссальную работу, которую сегодня педагоги-психологи ведут в школах, уследить за каждым ребенком они не могут просто физически. На школу в 1300 человек — всего один психолог. «И мы каждый день живем в страхе не успеть в критический момент, упустить, недосмотреть, — говорят педагоги. — Поэтому родители должны понимать, что все идет из семьи, и именно семья — самое важное звено в воспитании ребенка».

«Мы можем поговорить, призвать, вовлечь в какую-то деятельность, где-то проконтролировать, понаблюдать. Но если ребенок не услышал, дополнительных инструментов у школы нет, — объясняет Наталья Попова. — Идеальный вариант — доверительные отношения родителей с учителем. Чтобы он мог позвонить родителям и сказать: «В поведении ребенка изменения, у вас что-то случилось?» И, наоборот: «У нас в семье произошел конфликт. Понаблюдайте за моим ребенком».

Стоит ли отказываться от вакцинации из страха перед осложнениями

Первая вакцина в истории человечества была создана английским врачом Эдвардом Дженнером, который 14 мая 1796 года привил мальчику коровью оспу — болезнь, неопасную для человека. Коровья оспа оставляла на коже рук человека лишь едва заметные следы пузырьков, однако, как показывали наблюдения, «человеческой» оспой этот человек уже не заболевал.

Читать еще:  Острый стеноз гортани и трахеи

Спустя полтора месяца после вакцинации Дженнер ввел мальчику вирус натуральной оспы — и ребенок действительно остался здоров.

Однако в этом случае успех врача стал возможен лишь потому, что оспа существует в двух формах, одна из которых действительно безопасна для человека. Создать полноценную вакцину путем ослабления других вирусов и приготовить из них препараты для прививок удалось лишь спустя сто лет. Сделал это Луи Пастер, который в 1881 году создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 году — против бешенства.

Как прививают сейчас

В настоящее время в России вакцинация проводится в рамках Национального календаря профилактических прививок. В течение первых нескольких недель или даже дней родителям родившегося в России ребенка предлагается сделать младенцу несколько так называемых детских прививок. Первая — от гепатита В — делается, когда новорожденному исполняется 12 часов, а повторяется она в возрасте одного месяца и полугода. С третьего по седьмой день жизни ребенка прививают вакциной БЦЖ (бацилла Кальметта — Герена), которая защищает от туберкулеза. В три месяца ребенок получает либо одну прививку (под названием «тетракок»), либо две: вакцину АКДС (против коклюша, дифтерии и столбняка), а также вакцину от полиомиелита. Эти прививки также повторяются в более позднем возрасте. В возрасте одного года наступает время делать одну комбинированную прививку от кори, краснухи и паротита (известного также под названием «свинка»).

Иногда возникают случаи, когда вакцинация несет за собой негативные, а иногда даже трагические последствия, вплоть до гибели ребенка. Обычно такие ситуации широко освещаются в СМИ и влекут за собой проверки в больницах и наказание виновных врачей, однако вопрос о том, насколько прививки безопасны, остается открытым.

Выступающие против прививок родители обычно руководствуются следующими аргументами:

прививки убивают «врожденный иммунитет» ребенка, они создаются на основе живых вирусов, а значит, могут повредить организму. Противники вакцины БЦЖ утверждают, что риск заболеть туберкулезом во многом зависит от условий жизни ребенка:

так, развитые европейские страны (Франция, Германия, Бельгия, Австрия, Италия, Испания и другие) отказались от обязательной вакцинации против туберкулеза, прививая лишь детей из низших социальных слоев — групп риска. Впрочем, не стоит забывать, что Национальные календари прививок в этих странах тоже существуют: так, в Великобритании и США календарь предполагает вакцинацию от 14 заболеваний, во Франции и Германии — от 12. От стольких же болезней прививают и в России: в наш календарь включены вакцины против 12 инфекционных заболеваний (туберкулез, гепатит В, пневмококковая инфекция, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, корь, краснуха, паротит, грипп).

Какие могут быть осложнения?

Неблагоприятные состояния, возникающие после вакцинации, могут быть разными по тяжести: от непродолжительной лихорадки, головной боли, тошноты или покраснения в месте инъекции до вакциноассоциированного полиомиелита после применения живой полиовирусной вакцины. «Побочные реакции и осложнения у вакцинированных возникали от момента появления вакцинопрофилактики и до наших дней, — комментирует Айдар Ишмухаметов, директор ФГУП «Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН».

— Эти эпизоды возникают из-за проблем с созданием вакцинных препаратов, связанных с недостаточным развитием биомедицинских технологий производства и контроля, недостаточными знаниями о природе возбудителя. Кроме того, осложнения могут возникать из-за индивидуальных особенностей организма вакцинируемого, о которых не знали прежде».

Впрочем, серьезные последствия, такие как вакциноассоциированный полиомиелит или осложнения после прививки БЦЖ от туберкулеза, чрезвычайно редки. Так, в случае с БЦЖ причинами осложнений являются биологические свойства самого штамма, а также нарушения техники введения вакцины и неправильный отбор детей на вакцинацию. По словам Айдара Ишмухаметова, «анализ причин осложнений, которые возникали при использовании вакцины БЦЖ в России, показал, что у детей с осложнениями после вакцинации в 77,3% случаев сопутствующая патология была еще до прививки.

У детей с осложнениями, развившимися после ревакцинации, в 67% случаев выявлено нарушение техники внутрикожного введения вакцины. Использование вакцины БЦЖ-М снизило риск возникновения осложнений в два раза.

Число осложнений на 100 тыс. привитых в настоящее время колеблется от 0,028% при первичной вакцинации до 0,004% после второй вакцинации. Все осложнения носили в основном местный характер: так, генерализованная БЦЖ-инфекция встречалась лишь в 0,2 случая из 100 тыс».

Несмотря на то что туберкулез действительно распространен в основном в странах с неблагоприятными условиями жизни, не стоит забывать, что Россия, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), все же находится в группе риска:

риск его возникновения как 4,7 случая на 1 млн новорожденных, вследствие чего в мире ежегодно должно возникать примерно 498 случаев вакциноассоциированного полиомиелита. В России в период с 1998 по 2005 год этот показатель составил один случай на 1,6 млн доз вакцин.

Успешно снижать частоту возникновения этого осложнения помогает использование инактивированной полиомиелитной вакцины (ИПВ). Она отличается от живой вакцины тем, что содержит не ослабленный живой вирус, а убитый. При этом в организме привитого ИПВ ребенка формируются соответствующие антитела, однако сам вирус не размножается. В США после перехода на вакцинацию только с помощью инактивированной вакцины в 2000 году не было зарегистрировано ни одного случая вакциноассоциированного полиомиелита.

В России после введения первичной вакцинации с помощью ИПВ в 2008 году ежегодное количество случаев подобных осложнений снизилось в 5,9 раза. Впрочем, в 2011 году Минздрав вновь вернул живую вакцину в Национальный календарь прививок — используется она теперь на третьем этапе вакцинации детей. Эксперты ВОЗ отмечали, что это нецелесообразно, так как устойчивый иммунитет формируется уже после первых двух (инактивированных) прививок от полиомиелита.

Может ли прививка быть безопасной?

«Современная вакцинопрофилактика опирается на концепцию безопасной иммунизации.

Безопасная иммунизация — это интегрированный показатель, который свидетельствует о применении качественных, эффективных, безопасных вакцин и безопасного инструментария для их введения, а также о правильной организации системы вакцинопрофилактики.

Она включает в себя обеспечение сохранности и качества вакцин при транспортировке, хранении и применении, порядок и условия проведения иммунизации (место проведения иммунизации, отбор пациентов с учетом медицинских противопоказаний, подготовку вакцинного препарата для введения) с учетом действующих нормативных документов, а также обеспечение безопасности медицинского работника и населения при проведении иммунизации и даже порядок расследования поствакцинальных осложнений» — так ответил Айдар Ишмухаметов на вопрос о том, как можно сделать прививку более безопасной.

Кроме того, несмотря на существующий риск осложнений, вакцинация по-прежнему остается самым эффективным способом борьбы с инфекционными заболеваниями. Так, согласно опубликованному ВОЗ в 2011 году Плану глобальных действий по иммунизации на 2011–2020 годы, прививки способны эффективно контролировать распространение 25% инфекций.

По данным «Краткого отчета об иммунизации» ВОЗ и Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за 2007 год, благодаря вакцинации против четырех болезней — коклюша, дифтерии, столбняка (КДС) и кори — за год было предотвращено более 2,5 млн случаев смерти во всех возрастных группах.

Вероятность заболеть или получить осложнения после заболевания в случае с вакцинированными и невакцинированными людьми.

Вероятность заболеть или получить осложнения после заболевания в случае с вакцинированными и невакцинированными людьми.

А. Ишмухаметов

В настоящее время ведутся разработки вакцин от таких заболеваний, как лихорадка Эбола и ближневосточный респираторный синдром (вызываемый вирусом MERS). Кроме того, ученые ведут разработку вакцин, помогающих организму бороться с вирусом иммунодефицита человека и даже некоторыми видами рака. Статьи об этом были опубликованы в престижных научных журналах PNAS и Science.

Ответ противникам прививок

«Антипривовочное лобби, действующее во всем мире, опирается на ряд мифов об опасности вакцинации, — комментирует Айрат Ишмухаметов. — Один из них —

миф о высокой частоте и тяжести поствакцинальных осложнений. Миф опровергается реальными данными о частоте осложнений после вакцинации и частоте осложнений после перенесенного заболевания.

Второй миф — это наличие высокотоксичных веществ в вакцинах (фенол, формальдегид, гидроксид алюминия, твин-80, мертиолят). На самом деле современные вакцины содержат эти вещества или в крайне низких концентрациях, которые не могут причинить вред ребенку, или же доказано, что они не оказывают негативного воздействия на здоровье человека. Наличие связи между вакцинацией и синдромом внезапной детской смертности научно не подтверждено.

Есть еще миф о влиянии содержащихся в живых вакцинах иных возбудителей, например вируса SV-40 в живой полиовирусной вакцине, полученной на культуре клеток почек обезьян. Но современные вакцины производятся на перевиваемых культурах клеток, свободных от этого вируса. Кроме того, наблюдения за привитыми в конце 1950-х годов также не выявили этой связи.

Лозунг «Врожденный иммунитет против инфекционных заболеваний» — тоже антинаучный миф. Ребенок защищен материнскими антителами, но очень короткое время — несколько месяцев после рождения. Затем нужна стимуляция его собственной «наивной» иммунной системы, что и достигается путем вакцинации. Проверить наличие так называемого врожденного иммунитета можно только лабораторными методами с помощью определения уровня антител к тому или иному возбудителю или эмпирическим путем — послать ребенка в очаг инфекционного заболевания и посмотреть, что с ним будет, — этого, разумеется, никто не делает.

Незаболевшие непривитые дети обязаны своим благополучием тем детям и их родителям, которые прививают своих детей и обеспечивают тем самым коллективное эпидемиологическое благополучие. Но стоит попасть в такую популяцию инфекционному агенту, как он непременно находит свою жертву — непривитого ребенка.

Существует масса примеров таких ситуаций. Даже в хорошо вакцинированной против полиомиелита популяции России нашлось 14 человек, которые заболели паралитическим полиомиелитом во время заноса дикого вируса во время «таджикской вспышки» в 2010 году. В благополучнейшей и чистейшей Голландии в 1992–1993 годах возникла вспышка (71 случай) полиомиелита в невакцинированной по религиозным причинам группе, в результате которой два человека умерли, 59 — были парализованы».

Впрочем, ничто не мешает опасающимся некоторых вакцин родителям делать прививки своему ребенку по индивидуальной схеме: так, можно заменить живую вакцину от полиомиелита на инактивированную или отказаться от вакцинации против, например, свинки или краснухи до определенного возраста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector